Венчурный инвестор - о расцвете стартапов в Казахстане.
Казахстанский бизнесмен, венчурный инвестор и финансист Бахт Ниязов имеет большой опыт на местном фондовом рынке. В свое время он основал брокерскую компанию Real Invest Group, а затем фонд прямых инвестиций Falconry, где помогал малому и среднему бизнесу привлекать инвестиции на развитие и масштабирование. Сегодня Ниязов является соучредителем казахстанского венчурного фонда MOST Ventures, а также одним из лидером ангельского движения в стране. Ниязов - член клуба Central Asian Angel Investors, где вместе с местными инвесторами вкладывается в перспективные стартапы на территории Центральной Азии. В интервью Forbes Kazakhstan г-н Ниязов рассказал о том, что происходит на рынке стартапов и есть ли шансы у Казахстана заявить о себе на мировой арене.
Вне зависимости от условий
Бахт Ниязов уверен, что в скором времени в Казахстане появится новый чемпион, сродни Kaspi.kz. «Следующий "единорог" непременно появится из частной экосистемы стартапов. Это не будет банковский институт, это не будет кто-то связанный с национальными компаниями – это будет частная предпринимательская структура. Однако, чтобы мы лучше понимали специфику появления такого игрока, нужно понять, кто такие фаундеры будущих "единорогов". Это крайне сложный, тяжелый и непредсказуемый тип бизнеса. Это любовь к неопределенности, когда нужно готовиться к тому, что в течение пяти, десяти лет у тебя будет очень тяжелая жизнь. Надо готовиться иметь мало денег в кармане, но уметь привлекать много на развитие. Поэтому мы в этом плане очень подготовлены, так как на протяжении 30 лет смогли доказать, что к любым условиям можем адаптироваться. Кризис, девальвации - это настоящая школа», - объясняет инвестор.
При этом, продолжает собеседник, нет никакой уверенности в том, что Казахстан готов к появлению «единорога» с институциональной точки зрения. В пример Ниязов приводит индонезийский стартап GO-JEK и его основателя Надима Макарима. Создатель стартапа, который сегодня оценивается в $5 млрд, цивилизовал черный рынок пассажирских перевозок Индонезии с помощью мобильного приложения, а понимание местной специфики помогло ему отстоять рынок от конкурентов — Uber и Grab.
«Компания родилась в той среде, где вообще не было никакой инфраструктуры. Я большую часть времени проживаю в Индонезии и знаю: чтобы простую банковскую карту получить, нужно ждать около 30 дней. При этом финансовые продукты там могут развиваться динамично, потому что есть спрос и есть рынок, - детализирует свою мысль Бахт. - Казахстан - ровно та среда, где можно тестировать продукт, собирать ограниченный трэкшн, совершенствовать проект, а затем выходить на огромные рынки и разворачиваться там в полный рост».
Автор Батырхан Тогайбаев
Источник forbes.kz