Автомагистрали, трассы и улицы населенных пунктов — зоны риска. Они представляют опасность для водителей и пешеходов. Чаще всего причиной несчастных случаев на дороге становится высокая скорость движения транспортных средств. В Казахстане действуют правила, которые регламентируют скоростной режим на трассах, сообщает nur.kz.
Какая скорость транспорта допускается в Казахстане
Чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий, водитель любого транспортного средства обязан постоянно контролировать движение автомобиля и окружающую обстановку на дороге. Это возможно только на определенной скорости, которая должна соответствовать:
- Дорожным и погодным условиям.
- Интенсивности движения.
- Состоянию самого транспортного средства.
- Характеру груза, который перевозится.
Основной регулирующий в этой сфере документ — Закон РК «О дорожном движении». На этой законодательной основе разработаны Правила дорожного движения (ПДД), которые обязан знать и соблюдать каждый, кто садится за руль транспортного средства.
В разделе 10 Правил предусмотрена разная скорость в населенных пунктах и вне их — на автомагистралях и других дорогах. Так, в городе или поселке транспорт может развивать скорость не более 60 км/час. Исключения составляют режимы для спецавтомобилей, но и для них скорость ограничена до 90 км/час. Скорость движения автомобиля в городе — 60 км/ч: Pixnio
Какая разрешенная скорость на трассе в Казахстане в 2022 году? Для разных видов транспорта в зависимости от характера дорог, на которых они передвигаются, установлены такие ограничения скорости:
Легковые автомобили и мотоциклы могут передвигаться на автомагистралях со скоростью, которая указана знаком «Ограничение максимальной скорости», но не более 140 км/час. На трассах с разделительной полосой максимальная скорость — 110 км/час. Для всех остальных дорог скоростное ограничение составляет 100 км/час.
Для грузовиков весом не более 3,5 т, междугородных автобусов и микроавтобусов на автомагистралях допустима скорость до 110 км/час, на трассах с разделительной полосой — до 100 км/час, на других дорогах — не должна превышать 90 км/час.
Для автобусов, которые перевозят группы детей, для легковых автомобилей с прицепом, для грузовиков весом более 3,5 т на автомагистралях установлена скорость не более 90 км/час, на трассах с разделительной полосой — не более 80 км/час, на других дорогах — не более 70 км/ час.
Кроме общих ограничений, правилами предусмотрена скорость в особых ситуациях:
- Если приходится перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля, он может ехать со скоростью не более 60 км/час. Сам автомобиль при этом должен быть оборудован по особым требованиям.
- При буксировке одного транспортного средства другим они могут двигаться не быстрее 50 км/час.
- При перевозке крупногабаритных, очень тяжелых или опасных грузов скорость предписывается индивидуально.
Правилами также запрещается:
Превышать скорость, предусмотренную в технических характеристиках самого транспортного средства.
Превышать скорость, указанную знаком «Ограничение скорости» на самом автомобиле.
Создавать помехи другим участникам движения.
Резко снижать скорость, если это не требуется для избежания ДТП.
Особенности режима движения на дорогах страны
В чем особенности скоростного режима в Казахстане? Законом «О дорожном движении» и Правилами дорожного движения предусмотрены специальные дорожные знаки, которые определяют максимальную или минимальную скорость на отдельных участках. Они отражают особые требования, которые должны учитывать водители в этих зонах. Правилами предусмотрены указатели, которые предупреждают об условиях, требующих снижения скорости. Нарушения скоростного режима караются штрафами.
Дорожные знаки, ограничивающие скорость
Особое внимание водители должны уделять дорожным знакам, касающимся скорости движения. В Приложении 1 ПДД в разделе 3 размещены знаки, которые предупреждают о необходимости снизить скорость на отдельных участках дороги, чтобы избежать резкого торможения там, где скоростные ограничения снижаются.
Предусмотрено ступенчатое снижение скорости при переходе от более высокой к низкой. Например, если придется снизить скорость со 140 км/час до 80, то об этом предупреждают три знака, которые расположены друг от друга на расстоянии 100–150 м. Каждый из них требует снизить скорость на 20 км/час. Но следует помнить, что перед населенными пунктами, где допустима более низкая скорость, ступенчатое снижение не применяется.
В том же Приложении 1 (раздел 4) предусмотрены знаки, которые касаются минимальной скорости. Они обозначают участок дороги, где разрешено движение только с такой скоростью, и конец такого участка.
В ПДД предусмотрены указатели на дорогах, которые предупреждают:
- Об общем ограничении скорости. Число, указанное на знаке, обозначает скорость, которую нельзя превышать. Отменяет его следующий знак с перечеркнутым числом.
- Особые указатели предупреждают, что на этом участке дороги ведется фиксация нарушений скорости (фото- или видеозапись).
Штрафы за превышение скорости
Статья 592 Кодекса об административных правонарушениях Казахстана предусматривает такие наказания при нарушении скорости движения на дорогах:
- Если скорость превышена на 10–20 км/час — водитель облагается штрафом 5 МРТ.
- Превышение на 20–40 км штрафуется 10 МРТ.
- За превышение скорости на 40 км/час и более — 20 МРТ.
В бюджете РК на 2022 год МРТ установлен в размере 3063 тенге.
Превышение скорости на трассе штрафуется
Скорости движения на дорогах уделяется пристальное внимание на законодательном уровне, потому что она чаще всего провоцирует ДТП. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) превышение установленной скорости только на 1% чревато увеличением ДТП со смертельным исходом на 4%. По статистике, которую ведет ВОЗ, в среднем в мире от ДТП гибнут 17 человек на 100 тыс. населения. В Казахстане этот показатель чуть ниже — гибнут примерно 13 человек на 100 тыс.
Прежде чем сесть за руль любого транспортного средства, водители проходят специальную подготовку. Выезжая на дороги страны, они обязаны знать допустимые скоростные режимы движения и обязательно придерживаться установленного скоростного режима.
Авторы Татьяна Марценюк, Дмитрий Суходольский
Источник nur.kz