В свете январских событий, когда не работали обменники, отделения некоторых банков были разгромлены, а биржа на время приостановила торги, многие казахстанцы ожидали ажиотажа на валютном рынке. Оправдались ли опасения - ответили эксперты.
После того как Казахстан начал приходить в себя после январских событий, после возобновления работы финансовых организаций, открытия торгов на бирже и установления курса тенге около 434 тенге за доллар, в соцсетях начали распространяться сообщения о возможном предстоящем ажиотаже вокруг обменных операций, нехватке валюты и лимитах. Forbes.kz решил выяснить, насколько эти ожидания оправданы.
Ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Зарина Скрипченко отметила, что спрос на доллары действительно есть, но возник он не из-за январских событий, а гораздо раньше.
С середины октября прошлого года наблюдается умеренное ослабление тенге, связанное с появлением нового штамма коронавирусной инфекции, волатильностью цены на нефть, высокой внутренней и внешней инфляцией, а также возрастающей геополитической напряженностью. Дополнительным фактором давления на нацвалюту выступил выход нерезидентов из ГЦБ РК, происходящий на фоне ожиданий по ужесточению монетарной политики в США, - объясняет Зарина Скрипченко. - Эти факторы привели к повышенному спросу на инвалюту со стороны населения и сообщениям в СМИ о ее нехватке. Так, были отмечены повышенные объемы покупки валюты в обменных пунктах (1 трлн тенге за сентябрь-ноябрь 2021 года против 0,8 трлн тенге за сентябрь-ноябрь 2020) и умеренная долларизация банковских вкладов населения (рост за сентябрь-ноябрь 2021 на 7%, или 0,3 трлн тенге).
После произошедших событий в январе торги на валютном рынке возобновили только 12 числа. Тогда Нацбанк нивелировал накопленный спрос интервенциями в размере $240 млн, что составило 50% от всего объема торгов за 12-13 января. С этого же периода курс укрепился вблизи отметки 434,3 тенге за доллар. Это стало возможным благодаря вышеупомянутым интервенциям, позитивной динамике цен на нефть, повышению базовой ставки до 10,25% годовых.
На встрече с отечественными инвесторами Нацбанк сообщил, что до 18 января обеспечивалось бесперебойное подкрепление рынка наличной иностранной и национальной валютой, все запросы банков были удовлетворены в полном объеме. В настоящее время работа всех финансовых организаций восстановлена, торги на бирже идут в штатном режиме, - говорит Зарина Скрипченко.
На вопрос о том, почему устанавливаются некоторые ограничения по обмену валюты в банках и их мобильных приложениях, аналитик отвечает, что лимиты действительно есть, но они не новые.
В целях безопасности и сохранности средств клиентов в банках установлены различные лимиты на совершение операций. Соответственно, чтобы сделать валютные операции на сумму, превышающую максимально допустимую, можно использовать несколько счетов в различных мобильных приложениях. Как правило, многие казахстанцы обслуживаются в нескольких банках одновременно. Так, например, по состоянию на 1 декабря 2021 количество дебетных карточек в обращении составило 43,1 млн штук, или по 4 карты на каждого трудоспособного гражданина страны, - отмечает Зарина Скрипченко.
Что касается курса рубля, который в последнее время нестабилен из-за геополитической напряженности между Россией и Западом, то его влияние на тенге пока не проявилось. Зарина Скрипченко отмечает, что несмотря на то, что Россия крупный торговый партнер Казахстана, курс тенге все же определяется отличными от динамики рубля внутренними и внешними факторами.
- В основном это цена на нефть, монетарная политика и макроэкономические показатели, которые в целом демонстрируют улучшение. При этом ослабление рубля связано главным образом с обострением конфликта между Россией и США. Соответственно, несмотря на сохраняющуюся импортозависимость Казахстана от России, на фоне позитивных прогнозов цены на нефть и принимаемых властями мер по улучшению социально-экономической ситуации в стране, равнозначного падения тенге вслед за рублем не ожидается.
Таким образом, дефицита валюты на казахстанском рынке не наблюдается. А курс останется стабильным до полного восстановления доверия к тенге.
В случае спекулятивного давления на тенге и возникновения рисков для финансовой стабильности Нацбанк оставляет за собой право на проведение валютных интервенций. По последним данным, резервы НБРК в СКВ составляют $10,8 млрд. Тенге также поддерживают конвертация трансфертов из Нацфонда (тек. $55,3 млрд) и продажа валютной выручки квазигоссектора. Подобные меры приводят к стабилизации ситуации на валютном рынке, но могут привести к сокращению внешних активов Казахстана, - резюмировала Зарина Скрипченко.
Автор Дарья Андреева
Источник forbes.kz