Пока инвесторы отчаянно ищут безопасные альтернативы казначейским облигациям США, Евросоюзу предоставлена беспрецедентная возможность,сообщает forbes.kz.

Активисты протестуют против президента Дональда Трампа в контексте визита Трампа в Брюссель 24 мая 2017 года . — Фото автора

Фото: © Depositphotos/Ale_M

Токсичная тарифная война, начатая президентом США Дональдом Трампом, не только ставит под угрозу мировую торговую систему, но и подрывает доверие к гособлигациям США и доллару. Это тревожная новость для всех, поскольку в основе глобальной финансовой системы лежит представление о гособлигациях США как о самом безопасном активе. Но отчаянный поиск инвесторами альтернативных безопасных активов даёт Евросоюзу беспрецедентный шанс. Помимо удовлетворения возросшего спроса инвесторов, масштабная эмиссия общих для стран ЕС облигаций укрепит экономику, безопасность и политическую автономность Европы,сообщает forbes.kz.

Доллар (а особенно долгосрочные гособлигации США) уже давно стал главной «тихой гаванью» для инвесторов. Даже если Америка становится источником глобальных потрясений, как произошло во время финансового кризиса 2008 года, инвесторы пережидают бурю, покупая облигации США. Но ситуация изменилась в начале апреля.

На фоне хаоса, разразившегося на рынке из-за американских пошлин, инвесторы начали сбрасывать не только акции США, но также казначейские облигации и доллар, покупая золото, швейцарские франки и евро. Деструктивная политика Трампа спровоцировала не только экономический кризис, но и кризис доверия к Америке. Частично приостановив вступление пошлин в силу 9 апреля, Трамп прекратил начавшееся бегство с рынка облигаций, но ситуация остаётся волатильной. Когда доверие подорвано, его трудно вернуть, а особенно в условиях сильной неопределённости: кто знает, какую следующую ужасную ошибку совершит Трамп.

Рынок казначейских обязательств США огромен — $28,6 трлн, поэтому даже небольшое желание диверсификации создаст огромный спрос на безопасные активы, номинированные в евро. На второй неделе апреля наблюдалась крупнейшая распродажа гособлигаций США относительно немецких гособлигаций — как минимум со времён 1980-х. Даже на рынке гособлигаций Италии, которые обычно считаются рискованными, начался подъём. Мало сомнений, что аппетит инвесторов к крупному выпуску облигаций ЕС, обычно получающих кредитный рейтинг ААА, будет высоким.

У ЕС уже есть общий долг в размере около 1,3 трлн евро: непогашенные облигации ЕС на сумму около 620 млрд евро, которые были выпущены для финансирования программ восстановления после Covid-19; у Европейского инвестиционного банка в прошлом году оставались непогашенными облигации на 420 млрд евро; а у Европейского стабилизационного механизма — антикризисный кредитный инструмент ЕС — имеется долг на сумму 280 млрд евро (с учётом долга предыдущей структуры).

Однако долг ЕС очень мал в сравнении с размерами рынка облигаций США, а новые эмиссии облигаций относительно невелики и нерегулярны. Коллективные заимствования ЕС, связанные с пандемией, были задуманы как единовременная программа, а новый фонд Еврокомиссии в размере 150 млрд евро, призванный кредитовать совместные оборонные закупки стран ЕС, тоже считается временным.

Итак, есть убедительные аргументы, чтобы воспользоваться шансом, выпустить намного больше общих облигаций ЕС и рефинансировать существующий долг ЕС, у которого наступает срок погашения. Этот шаг повысит международную роль евро, укрепит экономику ЕС, поможет профинансировать столь необходимое увеличение оборонных расходов Европы.

Европейские лидеры давно возмущаются «непомерной привилегией», которой США обладают в мировой финансовой системе благодаря доллару. Тот факт, что облигации США стали главным безопасным активом в государственных резервах и в инвестпортфелях частного сектора, помогает снизить стоимость заимствований для правительства США и, соответственно, процентные ставки для более рискованных американских заёмщиков. Кроме того, у властей США имеется невероятная свобода действий, в том числе во время кризисов, когда все остальные, как правило, хотят купить доллары. Хотя евро ещё очень далёк от того, чтобы потеснить доллар, у него есть потенциал, чтобы стать более важной резервной валютой и безопасным активом.

С точки зрения геополитики, лидеры ЕС уже поддержали идею повышения международной роли евро. Сегодня эта цель стала особенно актуальной, потому что Трамп разрушает мировой порядок и грозит использовать зависимость Европы от доллара против неё самой.

С точки зрения экономики, эмиссия облигаций ЕС поможет европейской экономике на фоне вводимых Трампом пошлин и созданной им неопределённости, которая тормозит инвестиции. Из-за сокращения экспорта ЕС в США могут понадобиться бюджетные стимулы для формирования альтернативных источников спроса.

С точки зрения безопасности, совместные заимствования ЕС позволят Европе дополнительно привлечь сотни миллиардов евро на свою оборону и оборону Украины, причём так, что это не ляжет бременем на национальные бюджеты и не потребует непопулярного повышения налогов или сокращения расходов. У Германии есть большой кредитный потенциал для увеличения оборонных расходов, но у Франции, самой важной военной державы в ЕС, его нет.

С точки зрения финансов, увеличение выпуска облигаций ЕС будет полезно банкам еврозоны, поскольку в ином случае их судьба будет связана с судьбой правительств стран, чьи гособлигации они держат на своём балансе. Эти отношения стали причиной «роковой петли», которая во многом вызвала кризис еврозоны в 2010–2012 годах.

Главные возражения против эмиссии общего долга ЕС, конечно же, политические. Экономные правительства стран северной Европы традиционно не хотят оплачивать то, что они называют расточительством южноевропейцев. Но Германия и другие бюджетно консервативные страны сегодня гораздо более открыты к идее общих заимствований ЕС, что объясняется острой необходимостью в перевооружении (Берлин намного ближе к российской границе, чем Рим, Мадрид или Лиссабон).

Но что, пожалуй, самое главное: смелый шаг к эмиссии общих облигаций повысит агентность ЕС. Вместо пассивной реакции на каждое предательство и выверт Трампа, европейцы начнут сами контролировать свою судьбу. Если не сейчас, то когда?

Автор Филипп Легрен

Источник forbes.kz