Искусственный интеллект (далее – ИИ) представляет собой одно из важнейших направлений прогресса в современном мире, имеющее потенциал для радикальной трансформации экономической структуры. В настоящее время ИИ активно применяется в различных сферах, включая бизнес, здравоохранение, логистику, финансы и образование , сообщает bluescreen.kz .
Казахстан в настоящее время находится на 83 месте из 132 стран в глобальном индексе инноваций. В рейтинге готовности государств к внедрению технологий ИИ 2020 года Казахстан находится на 64 месте из 172 стран.
Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в рамках цифровой трансформации государственного управления и развития цифровых технологий разрабатывается Концепция развития ИИ.
В Казахстане развивается экосистема инкубационных центров и стартапов (startup), которые поддерживают молодых предпринимателей и инновационные проекты в области искусственного интеллекта, проводятся конференции, форумы и мероприятия, посвященные искусственному интеллекту, где специалисты и эксперты обмениваются знаниями и опытом в этой области.
Уже сегодня казахстанские стартапы международного уровня, например, Cerebra – искусственный интеллект, который позволяет диагностировать признаки инсульта в течение десяти минут, стал лучшим стартапом в Азии по версии Johnson&Johnson в июле 2022 года.
24 ВУЗа и научных центра занимаются исследованиями и разработками в сфере искусственного интеллекта. 4 ВУЗа обладают необходимым оборудованием (суперкомпьютерами) для обработки большого количества данных и обучения алгоритмов глубокого изучения. На базе Назарбаев Университет успешно функционирует Институт умных систем и искусственного интеллекта (ISSAI).
В то же время для достижения экономического роста, социального прогресса и повышения конкурентоспособности на мировой арене многие страны (Канада, Франция, Китай, Сингапур, США, Великобритания, Япония) внедрили специальные правительственные программы для стимулирования развития и применения ИИ.
1. Создание инфраструктуры искусственного интеллекта.
Продолжить развитие центров исследований для работы ученых и специалистов. Данные центры должны быть оснащены мощными вычислительными ресурсами, необходимыми для тренировки и разработки сложных моделей и алгоритмов ИИ.
Не менее важным является вопрос по разработке механизмов для доступа к различным типам данных, таким как государственные данные, академические и коммерческие данные, с соблюдением требований конфиденциальности и безопасности.
2. Развитие образования и подготовка кадров.
Включить образовательные программы, курсы и специализации по искусственному интеллекту на разных уровнях образования – в университетах, технических школах и профессиональных учебных заведениях.
Создать специализированные центры обучения искусственному интеллекту и организовать программы стажировки и обмена (в том числе, на базе программы Болашак).
3. Поддержка исследований и инноваций.
На базе подведомственных структур МЦРИАП, Комитета национальной безопасности и Назарбаев Университет создать специальный технопарк по поддержке предпринимателей и исследователей и коммерциализации идей в области искусственного интеллекта. Технопарк должен быть оснащен вычислительными ресурсами и аккумулировать глобальный массив данных всех государственных органов и коммерческих структур.
При распределении грантов и финансировании исследований определить в качестве приоритетных стартапы и инновационные компании, занимающихся разработкой искусственного интеллекта.
4. Регуляторные и законодательные меры
Выработка механизмов защиты данных и гарантирования конфиденциальности при использовании и обработке информации в рамках искусственного интеллекта.
Повышение уровня защиты интеллектуальной собственности в области искусственного интеллекта, что должно стимулировать инновационную деятельность и привлечь инвестиций.
Таким образом, полагаем, что для успешной реализации задачи необходимо внедрение комплексных мер и действий, охватывающих различные аспекты, образование и инфраструктуру, поддержку исследований, а также разработку регуляторных мер.
Поэтому, успех создания искусственного интеллекта в стране требует принятия долгосрочной государственной программы, обеспечивающей координацию между различными секторами, финансовой и инфраструктурной поддержки.
Примеры правительственных программ и законодательных инициатив по развития искусственного интеллекта
Канада
Программа: "Pan-Canadian Artificial Intelligence Strategy" (Стратегия по искусственному интеллекту для всей Канады).
Цель: создание глобального лидерства в области искусственного интеллекта, развитие экосистемы ИИ и привлечение инвестиций.
Меры инициативы: формирование трех национальных центров искусственного интеллекта, создание фонда инвестиций в ИИ, поддержка научных исследований и разработок.
В 2019 году была принята Канадская декларация об этических принципах в ИИ, которая устанавливает принципы прозрачности, ответственности и устойчивости для развития ИИ.
Франция
Программа: "AI for Humanity" (ИИ для человечества).
Цель: применение искусственного интеллекта в интересах общества и улучшение качества жизни граждан.
Меры инициативы: создание национальных лабораторий по ИИ, финансирование исследований, разработка образовательных программ и поддержка стартапов.
Китай
Программа: "New Generation Artificial Intelligence Development Plan" (План развития искусственного интеллекта нового поколения).
Цель: стать глобальным лидером в области ИИ, создание сильной индустрии ИИ и развитие национальной экономики.
Меры инициативы: инвестиции в исследования и разработки, создание национальных лабораторий, поддержка стартапов и образовательные программы.
В 2017 году Китай объявил о стратегии развития искусственного интеллекта с целью стать мировым лидером в этой области к 2030 году. В 2019 году Китайская академия инженерии выпустила первый набор национальных стандарт.
Сингапур
Программа: "AI Singapore".
Цель: сделать Сингапур глобальным центром по ИИ, привлечь талантливых исследователей и компании в этой области.
Меры инициативы: поддержка исследовательских проектов, разработка специализированных курсов и программ обучения, финансовая поддержка.
Соединенные Штаты Америки
Программа: "National AI Research and Development Strategic Plan" (Стратегический план национальных исследований и разработок в области ИИ).
Цель: содействие инновационному развитию и применению искусственного интеллекта во всех сферах жизни.
Меры инициативы: инвестиции в исследования ИИ, развитие партнерств между правительством, индустрией и академическими учреждениями, поддержка разработки этических и безопасных систем ИИ.
В США нет единого федерального закона, регулирующего искусственный интеллект в целом. Однако в отдельных штатах были предприняты некоторые шаги в этом направлении. Например, в Калифорнии в 2018 году был принят Закон о защите потребителей от манипуляций, основанных на искусственном интеллекте, который требует от компаний предоставлять прозрачность в отношении использования ИИ.
Великобритания
Программа: "AI Sector Deal" (Секторальное соглашение по ИИ).
Цель: укрепление позиций Великобритании в глобальном ИИ-рынке и стимулирование инноваций в этой области.
Меры инициативы: инвестиции в центры по развитию ИИ, поддержка исследований и коммерциализации, разработка этических принципов и регуляций для использования ИИ.
Япония
Программа: "Artificial Intelligence Technology Strategy" (Стратегия технологий искусственного интеллекта).
Цель: становление Японии мировым лидером в области ИИ и его применений.
Меры инициативы: инвестиции в исследования и разработки, создание ИИ-инновационных центров, развитие специалистов в области ИИ и стимулирование коммерциализации технологий ИИ.
Европейский союз
В апреле 2018 года Европейская комиссия представила стратегию по искусственному интеллекту, где она призывает к содействию развитию ИИ в Европе. В июня 2021 года Европейский парламент принял резолюцию о законодательном предложении Комиссии ЕС о правилах, регулирующих искусственный интеллект. Это предложение включает в себя набор правил, направленных на обеспечение безопасности, прозрачности и этичности применения ИИ.
Искусственный интеллект становится частью нашей жизни и Правительства не могут игнорировать этот факт.
Автор Рустем Бигари
Источник bluescreen.kz