Гора Тамбора изменила мир. В 1815 году индонезийский вулкан взорвался самым мощным извержением в истории, вызвав огромный шлейф крошечных отражающих солнце частиц высоко в атмосферу, охладив планету и вызвав катастрофу,сообщает edition.cnn.com.

Извержение лавы из вулкана Сундхнукур на полуострове Рейкьянес недалеко от Гриндавика, Исландия, 2 июня 2024 года.

Фото: Джон Мур/Getty Images

Последующие события были названы «годом без лета»: глобальные температуры резко упали, урожай не урожаев, люди голодали, распространилась пандемия холеры, и десятки тысяч людей умерли. Некоторые даже считают, что вулкан вдохновил Мэри Шелли написать «Франкенштейна», когда она укрывалась от необычно холодной погоды в Швейцарии в 1816 году.

С тех пор извергалось много вулканов, но Тамбора остается самым последним крупным извержением на планете. Более 200 лет спустя ученые предупреждают, что мир может ожидать еще одно.

Вопрос не в том, произойдет ли это, а в том, когда это произойдет, сказал Маркус Штоффель, профессор климата в Женевском университете. Геологические данные указывают на вероятность 1 из 6 мощного извержения в этом столетии, сказал он CNN.

Однако на этот раз это произойдет в сильно изменившемся мире, который не только стал более населенным, но и потеплел из-за климатического кризиса.

Следующее мощное извержение «вызовет климатический хаос», сказал Штоффель. «У человечества нет никакого плана».

Вулканы издавна формировали наш мир; они способствовали формированию континентов, формировали атмосферу и могут изменять климат.

Во время извержений они выбрасывают коктейль из лавы, пепла и газов, включая углекислый газ, нагревающий планету, хотя его объемы ничтожны по сравнению с тем, что производит человечество при сжигании ископаемого топлива.

Когда речь заходит о влиянии на климат, ученых больше интересует другой газ: диоксид серы.

Мощное извержение вулкана может выбросить диоксид серы через тропосферу — часть атмосферы, где формируется погода, — и в стратосферу — слой, расположенный примерно в 7 милях над поверхностью Земли, где летают самолеты.

Здесь он образует крошечные аэрозольные частицы, которые рассеивают солнечный свет, отражая его обратно в космос и охлаждая планету внизу. Эти частицы «разнесутся по всему миру и сохранятся в течение пары лет», — сказал Алан Робок, профессор климата в Ратгерском университете, который провел десятилетия, изучая вулканы.

Для современных вулканов спутниковые данные показывают, сколько диоксида серы выбрасывается. Когда в 1991 году произошло извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах, в стратосферу было выброшено около 15 миллионов тонн . Это было не такое мощное извержение, как Тамбора, но оно все равно охладило мир примерно на 0,5 градуса по Цельсию на несколько лет.

Однако для более старых вулканов «у нас очень скудные данные», сказал Штоффель. Ученые пытаются реконструировать эти прошлые извержения, используя информацию из ледяных кернов и годичных колец деревьев, которые являются своего рода капсулами времени, хранящими секреты прошлой атмосферы.

Из этого следует, что за последние несколько тысяч лет крупные извержения временно охладили планету примерно на 1–1,5 градуса по Цельсию.

Тамбора, например, снизила среднюю глобальную температуру как минимум на 1 градус Цельсия. Есть доказательства, что огромное извержение Самаласа в Индонезии в 1257 году могло способствовать началу «Малого ледникового периода» — холодного периода, который длился сотни лет.

Также есть признаки того, что крупные извержения могут повлиять на количество осадков , высушивая муссонные системы, в том числе в Африке и Азии. «Муссон летом случается, потому что земля нагревается быстрее, чем океан», — сказал Робок. Огромное извержение вулкана может нарушить разницу температур между ними.

«Более нестабильный мир»

Понимание последствий прошлых крупных извержений имеет жизненно важное значение, но следующее извержение произойдет в мире, который станет намного теплее, чем до того, как люди начали сжигать большие объемы нефти, угля и газа.

«Сейчас мир более нестабилен», — сказал Майкл Рампино, профессор Нью-Йоркского университета, который исследует связи между извержениями вулканов и изменением климата. «Последствия могут быть даже хуже, чем мы видели в 1815 году».

Может показаться нелогичным, но более теплый мир может означать, что масштабные извержения вулканов окажут еще большее охлаждающее воздействие.

«Это связано с тем, что то, как образуются аэрозольные частицы и как они переносятся, «полностью зависит от климата», — говорит Томас Обри, ученый-вулканолог из Эксетерского университета.

По мере того, как мир нагревается, скорость циркуляции воздуха в атмосфере увеличивается, а это означает, что аэрозольные частицы рассеиваются быстрее и имеют меньше времени для роста, сказал Обри. Более мелкие аэрозоли могут рассеивать солнечный свет эффективнее, чем крупные, а это означает, что охлаждающее воздействие будет сильнее.

Океаны также могут играть свою роль. По мере того, как поверхность океана нагревается, слой более легкой и теплой воды располагается сверху и действует как барьер для смешивания между мелкими и более глубокими слоями. Это может означать, что извержения непропорционально охлаждают верхний слой океана и атмосферу над ним, сказал Стоффель.

Изменение климата также может повлиять на сами вулканические системы. Таяние льда может привести к увеличению извержений , поскольку его исчезновение снижает давление, что может позволить магме подниматься быстрее. Ученые также обнаружили, что более экстремальные осадки — вызванные изменением климата — могут просачиваться глубоко в землю, где они могут реагировать с магмой, вызывая извержение, сказал Обри.

Невозможно предсказать

В то время как мир борется с глобальным потеплением, период похолодания может показаться позитивным. Ученые говорят, что все наоборот.

Во-первых, есть непосредственное воздействие. По оценкам, 800 миллионов человек живут в радиусе около 60 миль от действующего вулкана; мощное извержение может стереть с лица земли целый город. Кампи Флегрей, например, показал признаки пробуждения и находится к западу от итальянского города Неаполь, где проживает около 1 миллиона человек.

В долгосрочной перспективе последствия могут быть катастрофическими. Падение температуры на 1 градус Цельсия может показаться незначительным, но это средний показатель. «Если мы посмотрим на определенные регионы, последствия будут гораздо сильнее», — сказала Мэй Чим, ученый-геолог из Кембриджского университета.

Окмок на Аляске, извержение которого произошло в 43 году до нашей эры — через год после убийства Юлия Цезаря, — мог охладить некоторые районы Южной Европы и Северной Африки на 7 градусов по Цельсию или на 13 градусов по Фаренгейту.

По данным недавнего анализа страховой компании Lloyd's, более холодная погода, меньше солнечного света и изменение характера осадков могут повлиять сразу на несколько стран-государств-производителей продовольствия, включая США, Китай и Россию, что повлияет на глобальную продовольственную безопасность и может привести к политической напряженности и даже войне.

Человеческие и экономические потери будут огромными. В экстремальном сценарии, подобном Тамборе, экономические потери могут достичь более 3,6 триллионов долларов только за первый год, подсчитал Lloyd's.

Более того, похолодание не принесет облегчения в связи с изменением климата: через несколько лет планета вернется к тому, что было раньше.

Следующее извержение может произойти где угодно. Есть области, за которыми наблюдают ученые, включая Индонезию, один из самых вулканически активных регионов планеты, и Йеллоустоун на западе США, где не было крупных извержений сотни тысяч лет.

«Но какой из них будет следующим и когда — предсказать пока невозможно», — сказал Штоффель.

Массовые извержения вулканов невозможно предотвратить, но есть способы подготовиться, добавил Штоффель. Он призвал экспертов оценить наихудшие сценарии, провести стресс-тесты и разработать планы: все, от эвакуаций до оказания помощи и обеспечения поставок продовольствия.

Хотя некоторые могут сказать, что вероятность мощного извержения все еще мала, «это на самом деле не ничто», сказал Штоффель, и в настоящее время мир не готов к последствиям, которые оно вызовет. «Мы только начинаем понимать, что может произойти».

Автор Лора Паддисон

Источник edition.cnn.com