В городе Сарыагаш Туркестанской области 20 октября состоялась неформальная встреча президентов Казахстана, России и Узбекистана. О чем говорили лидеры трех стран, известно лишь в общих чертах. Но есть все основания полагать, что сарыагашский «саммит без галстуков» имеет важное экономическое и политическое значение.

О том, что на казахстанско-узбекской границе готовится встреча президентов Казахстана, России и Узбекистана, «Къ» узнал от своих источников в Ташкенте еще в начале прошлой недели. Сообщалось, что предположительно она состоится 19 октября в ходе визита Владимира Путина в Республику Узбекистан и, вероятнее всего, будет проходить в неформальной обстановке. Какой-либо другой информации о предстоящей встрече президентов ни в тот момент, ни после ее завершения получить не удалось. Тем не менее можно сделать предположение об особой значимости встречи без галстуков Нурсултана Назарбаева, Владимира Путина и Шавката Мирзиёева, которая в итоге состоялась 20 октября в находящемся в 15 километрах от Ташкента казахстанском городе Сарыагаш Туркестанской области.

Смена статуса

Обычно все государственные, официальные и рабочие визиты планируются заблаговременно. Этот визит Владимира Путина в Узбекистан исключением из правил не стал. Впервые информация о планах президента России посетить Ташкент появилась еще в июне текущего года. Правда, тогда речь шла о рабочем визите. По международному протоколу длительность такого рода поездок составляет не более суток. Ведь они совершаются с целью решения текущих вопросов или для подписания ранее согласованных договоров. Именно поэтому рабочий визит нередко называют деловым. Соответственно, все лето СМИ и России, и Узбекистана отмечали, что октябрьская поездка Путина в Ташкент будет носить исключительно деловой характер. Но к концу сентября вдруг выяснилось, что приезд президента Российской Федерации в Республику Узбекистан будет носить… официальный характер с присущими ему церемониальными встречами и протокольными мероприятиями. Была даже названа точная дата официального визита – 18-19 октября.

Впрочем, самое интересное стало происходить уже непосредственно в канун прилета Путина в Ташкент. За три дня до начала визита от источников «Къ» в узбекских правительственных кругах пришла достаточно неожиданная информация. Сообщалось, что помимо многочисленных встреч российского президента в столице Узбекистана планируется и его совместная поездка с Шавкатом Мирзиёевым на границу с Казахстаном, где они встретятся с Нурсултаном Назарбаевым. Более того, отмечалось, что в Ташкенте все готовятся к выезду на 19 октября. И это несмотря на отсутствие даже намека о вероятности встречи как в СМИ, так и на страницах официальных сайтов президентов и других государственных органов всех трех стран.

Под завесой тайны

Последнее обстоятельство позволило поставить под сомнение сообщение из Ташкента еще и потому, что в социальных сетях уже несколько дней витала информация о предстоящей поездке Нурсултана Назарбаева на XII саммит форума «Азия – Европа» (АСЕМ) в Брюссель. А это как раз приходилось на 18-19 октября. В четверг, 18 октября, когда, по идее, должен уже начаться официальный визит президента РФ в Узбекистан, Путин вдруг решает принять участие в работе XV ежегодного заседания клуба «Валдай» в Сочи. Хотя в программе самого клуба это не было предусмотрено. И лишь под занавес своего выступления, во время которого делает скандальное заявление о том, кто «сдохнет, не успев раскаяться», сообщает о своем визите в Узбекистан.

Но мы же о встрече на границе? Так вот, в течение 19–20 октября о предстоящем «саммите без галстуков» все СМИ и официальные сайты государственных органов Казахстана, России и Узбекистана по-прежнему молчали. Лишь вечером в субботу пресс-службы Акорды, Кремля и Куксароя (название резиденции президента РУ в Ташкенте. – «Къ») практически одновременно сообщили о прошедшей неформальной встрече трех президентов в городе Сарыагаш Туркестанской области. Любопытно, что и тексты официальных сообщений похожи друг на друга, как братья-близнецы. Весьма пространно отмечалось, что в ходе встречи «были обсуждены вопросы дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества трех стран, прежде всего в торгово-экономической и культурно-гуманитарных сферах. Состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки». И все! Больше никакой информации.

Неудивительно, что у значительного числа как отечественных, так зарубежных экспертов сразу же возник вопрос: «А что именно могли обсуждать главы Казахстана, России и Узбекистана во время своей неформальной встречи, учитывая, что, судя по опубликованным фотографиям, ее результатами они остались довольны?». Были попытки получить ответ на этот вопрос и от нашей редакции, поскольку «Къ» оказался первым из СМИ, кто сообщил о вероятности проведения «саммита без галстуков». Но информацией делиться никто не спешит, поэтому можем только предполагать.

О чем могли договориться президенты?

Первое. Очевидно, что встреча без галстуков в Сарыагаше была крайне важна для всех ее участников и тесно увязывалась с графиком работы Нурсултана Назарбаева. В противном случае вместо Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» принимал бы участие глава МИД РФ Сергей Лавров, как это и указывалось в программе. Тогда как президент России уже утром 18 октября прилетел бы в Ташкент. Тем не менее было принято решение подождать возвращения президента Казахстана с саммита АСЕМ в Брюсселе, который международные наблюдатели назвали антиамериканским.

Второе. Обращает на себя внимание, что повышение статуса визита Путина с рабочего на официальный визит произошло на фоне ухудшения российско-американских и китайско-американских отношений одновременно с появлением информации о предстоящей поездке министра торговли США Уилбура Росса в Узбекистан и Казахстан. Не исключено, что в Сарыагаше в ходе своей неформальной встречи могли быть согласованы позиции по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Соединенными Штатами, которые уже выразили беспокойство по поводу усиления позиций России в Узбекистане в связи с подписанием во время визита Путина договоров на общую сумму в $27,1 млрд.

В частности, уже после встречи в городе Сарыагаш на прошедшем 23 октября в Ташкенте бизнес-форуме председатель американско-узбекской торговой палаты Кэролин Лэмм заявила: «Вчера мы узнали очень важный факт, что русские подписали больше соглашений. Мы решили, что можем сделать больше соглашений, чтобы повысить уровень инвестиций и торговли. Наши меморандумы с Узбекистаном – это только начало, мы движемся только вперед». Расширить сотрудничество и укрепить стратегическое партнерство с Узбекистаном пообещал в ходе состоявшихся 23 октября переговоров с Шавкатом Мирзиёевым и Уилбур Росс, который наверняка будет говорить приблизительно то же самое на встрече уже в Астане.

Третье. Не исключено, что на встрече в городе Сарыагаш было достигнуто соглашение и о сотрудничестве по эксплуатации будущей Узбекской атомной электростанции, проектная стоимость которой предварительно оценена в $11 млрд. Велика вероятность, что Назарбаев, Путин и Мирзиёев договорились о поставках тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) для Узбекской АЭС, которая вступит в строй в 2028 году, с Ульбинского металлургического завода.

Четвертое. Вполне возможно, что стороны окончательно согласовали появление на казахстанско-узбекской границе, скажем, в районе города Сарыагаш, Международного центра приграничного сотрудничества «Туркестан». Если учесть, что в ходе переговоров во время визита Путина в Ташкент много говорилось о значительном расширении торговли между Россией и Узбекистаном, МЦПС «Туркестан» с его принципами беспошлинной торговли позволит серьезно облегчить взаимовыгодные поставки товаров как на рынок Республики Узбекистан, так и на рынки стран ЕАЭС. Здесь следует отметить, что пока Ташкент не планирует вступать ни в Таможенный союз, ни тем более в ЕАЭС.

Наконец, пятое. По информации наших источников из Ташкента, власти Узбекистана в ближайшее время могут выступить с инициативой об увеличении взаимного культурно-гуманитарного обмена между тремя дружескими странами. Соответственно, если допустить, что президенты Казахстана и России предварительно ее одобрили, следует ожидать, что намного чаще будет проводиться обмен выставочными экспозициями, значительно возрастет концертная деятельность узбекских, российских и казахстанских исполнителей, появятся совместные проекты в киноиндустрии и театральной деятельности.

В любом случае итоги неформальной встречи Нурсултана Назарбаева, Владимира Путина и Шавката Мирзиёева наверняка найдут свое отражение как в политике, так и в экономике и культуре. В конце концов, нечасто можно увидеть фотографии, где лидеры договаривающихся сторон явно демонстрируют свое полное удовлетворение результатами прошедшей встречи. Даже если она прошла в неофициальной обстановке.

 

Источник: Курсивъ