Россияне помнят, что идея постсоветской интеграции принадлежит Казахстану

 

После февральского (2018 г.) указа Нурсултана Назарбаева о переводе казахстанской письменности на латиницу у русскоязычных граждан этой страны, да и у большинства россиян тоже, нет никаких иллюзий по поводу того, каким курсом идет сегодня Казахстан.

В российских СМИ все чаще звучит тема усугубления кризиса в Евразийском экономическом союзе, в первую очередь, в связи с ростом напряженности в отношениях между некоторыми его участниками.

Речь, разумеется, идет не только о начале отхода от общеевразийской политики нового руководства Армении, устремившегося в сторону западоориентированных проектов и националистического популизма, хотя, конечно же, удар Еревана по ОДКБ (посредством затеянных им игр вокруг бывшего генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова) стал своеобразным катализатором названного выше кризиса. Речь идет также о весьма специфическом понимании евразийской солидарности руководством Беларуси, где, с одной стороны, никто во власти не собирается отказываться от Союзного государства с Россией (не говоря уже от участия в ЕАЭС и ОДКБ), а с другой – нарастает вал совместных программ с НАТО и иными западными «партнерами».

В свою очередь, Россия – при всей своей формальной активности на евразийском поле, заключающейся в проведении безумного количества общеевразийских мероприятий (сводящихся к традиционному проведению почти бессмысленных форумов и круглых столов с бесполезными для реальной интеграции людьми), не стремится изменить качество евразийских проектов - как будто власти РФ вполне устраивают идущие чередой провалы во внешней политике на постсоветском пространстве.

Такое ощущение, что российских чиновников, политиков и дипломатов, увы, почти ничему не научил украинский русофобский Майдан.

Ничему не научил, похоже киевский Майдан и некоторых казахстанских политиков, которые толкают свою страну ровно на тот же путь, на который вступили пять лет назад украинские квазиэлиты.

Как когда-то на Украине, сегодня в РК набирает силу примитивный национализм. Как и на Украине, националисты Казахстана радикализируются и стыкуются в своей ненависти к власти и её курсу с оголтелыми либералами-западниками. Как и на Украине, все беды нынешнего Казахстана, а также причины былого исторического «аутсайдерства» казахов приписываются названными выше радикалами России, Российской империи и СССР. Для чего, как и на Украине, придуман и всячески раздувается миф о якобы учиненном Россией (почему-то не большевиками, а именно Россией) голодоморе. И для чего, как и на Украине, общие советские герои и героизмы подменяются сегодня в РК как бы своими, национальными, но весьма сомнительными, а подчас и карикатурными героями.

Все эти тренды деконструктивны, но объективны, и связаны они с общим помутнением рассудка народов и элит бывшего СССР, отказавшихся от аутентичной цивилизационной культуры в пользу чистогана (зарубежных грантов, в том числе), а потому утративших способность осознавать величие подлинного. Как результат - никому на постсоветском пространстве сегодня не нужна новая объединительная и созидательная идея, способная трансформировать Евразию в мир реального, а не иллюзорного и надуманного процветания. И это в то время, когда новая великая идея, будучи, на первый взгляд, не такой яркой, как коммунизм, на самом деле давно нам явлена. (И, кстати, явлена она была когда-то именно из Казахстана).

Заключается эта идея в формировании в пространстве Северной Евразии обновленной евразийской цивилизации как объединения свободных, технологически развитых и самобытных государств, выстраивающих солидарными усилиями новую общность, новый экономический и социокультурный союз.

У постсоветских государств сегодня есть всё для совместного и поступательного развития: богатейшие ресурсы, уникальнейший опыт, обширная территория, знания, коммуникации и т.п. Есть все для того, чтобы границы постсоветских государств были бы границами дружбы. Однако, увы, в каждой из бывших республик СССР, включая Россию, сегодня набирают силу группировки недоумков, стремящихся пересмотреть историю, «разобраться» с соседями и непременно лечь под тех, кто где-то за океаном обещает этим недоумкам «свободу» и золотые горы.

К сожалению, нынешние евразийские элиты (представители которых обзавелись кое-какими активами на Западе, не избавившись при этом от «совкового» паразитизма) не способны и не хотят понимать, что территория Евразии их коллективными девиантными усилиями превращается в агломерацию с домами из стекла, усердно наполняемыми камнями. И, например, украинский, грузинский и некоторые балтийские дома уже начали наполняться битым стеклом в связи с ответами из России на броски камней Киевом, Тбилиси или Вильнюсом в сторону Москвы.

Понятно, что предмайданная подготовка в Казахстане нужна определенным силам в этой стране исключительно для того, чтобы, в конечном счете, отобрать власть у теперешних элит. Однако, увы, и сами лидеры РК сегодня делают все для того, чтобы свою власть в скором времени преподнести на блюдечке бандеровцам местного разлива. То есть, разворачивание очередной трагедии на постсоветском пространстве состоит не в том, что какие-то группы сегодня в Казахстане (или в другой постсоветской стране) борются за власть. Трагедия в том, что ситуация в РК разворачивается по тому же сценарию, который был написан в свое время для Грузии, Украины и Армении, где власть (западолюбивые националисты Шеварднадзе, Янукович и Саргсян) сами вырастили своих могильщиков… Таких могильщиков, не исключено, уже почти сформировал для себя клан Нурсултана Назарбаева.

На минувшей неделе в Казахстане состоялся общенациональный диктант на латинице на тему «Духовная модернизация». То есть получается, что духовную модернизацию в Казахстане связывают с внедрением в стране (насаждением) латиницы.

Лично мне всегда казалось, что духовная модернизация должна быть связана все-таки с духом, а не с формой. Возможно казахстанские власти понимают, что латинизация алфавита в РК неизбежно приведет и к смене национального духа; вот только какой дух придет в Казахстан в ситуации, когда власти – как и на Украине – не видят разницы между модернизацией и вестернизацией, между укреплением самобытности и подражательством?

Примерно так и в России некогда «модернизировали» российскую милицию, предписав ей называться полицией, при том, что с момента переименования названной институции преступности в стране не стало меньше.

Думаю, после февральского (2018 г.) указа Нурсултана Назарбаева о переводе казахстанской письменности на латиницу у русскоязычных граждан этой страны, да и у большинства россиян тоже, нет никаких иллюзий по поводу того, каким курсом пошел Казахстан. Очевидно, что этот курс нельзя считать дружественным по отношению к своему ближайшему соседу, что бы кто сегодня не говорил. И кстати, отказ от кириллицы – уже не первый камень, брошенный в сторону России из Астаны.

Россия не спешит с ответным броском: в руководстве РФ, слава Богу, сегодня все ещё немало людей, способных удерживать постсоветское пространство от его втаскивания в глобальную бойню. Российским политикам пока что удается умиротворять периодически скатывающихся в местечковость лидеров новых независимых государств. Но всему есть предел. И там, за пределом, не будет судей и осужденных. Проиграют все, ибо мы живем сегодня в домах из стекла.

 

Владимир Лепехин, Институт ЕАЭС