Обратная сторона свободных экономических зон несет серьезные угрозы не только экономике, но и государству. Нелегальный бизнес рано или поздно порождает теневую власть.

Об этом говорили 30 октября на саммите в Абу-Даби, посвященном международной нелегальной торговле — Global Illecit Trade Summit. В центре дебатов были так называемые свободные экономические зоны (СЭЗ) — территории, где действует особый налоговый и таможенный режимы. Пошлины отсутствуют или сведены к минимуму, что делает их очень привлекательными для бизнесменов, инвесторов, покупателей и даже туристов.

Но все эти выгоды имеют и обратную сторону — СЭЗ способствуют росту теневой экономики. Там нет открытой информации об участниках, объемах торгов и завезенных товарах… что, как выяснилось из выступлений экспертов саммита, делает СЭЗ опасными.

Однако при этом число СЭЗ и товарооборот в них растет:

— На 2013 год совокупный денежный оборот действующих СЭЗ по всему миру составил около 406 млн долларов США, — отметил Майкл Моранц, аналитик Организации экономического сотрудничества, специализирующийся на незаконной торговле.

Обратная сторона зон свободной торговли

— Общество должно знать о вреде нелегальной торговли, — говорит Джордж Роблинг, глава отдела Customs and tobacco anti-fraud policy, OLAF. — Она разрушительна и сводит на нет все плюсы торговли как таковой. Она напрямую связана с криминалом, наркотиками, рабством.

— 500 000 рабочих мест в мире было потеряно из-за незаконной торговли, — приводит свои доводы Раед Сафади, главный экономический советник правительства Дубаи.

СЭЗ, к сожалению, стимулируют нелегальную торговлю. Появление новой СЭЗ в стране влечет увеличение нелегального оборота товаров на 5-9%. Но этим негативный эффект не исчерпывается.

Незаконная торговля размывает власть государства

Чем опасна теневая торговля и теневая экономика в целом?

Теневая экономика создает теневую власть. Которая разрушает государство

Об этом предупреждает Аннете Идлер, директор центра исследований войны Оксфордского университета.

— За нелегальными торговыми сетями стоят большие люди со счетами в Лондоне. Это глобальный уровень — незаконная торговля финансирует терроризм. В странах со слабым правительством эти люди и группы становятся правительством и законом. Естественно, все они настроены против государства. «Талибан» в Афганистане, ИГИЛ в Сирии, картели в Мексике. Население готово признавать эту нелегальную власть и все чаще обращается к подобным группировкам за защитой прав. Люди благодарны этой теневой власти за работу и деньги. В Колумбии наркокартели строят дороги, в Сомали тоже доверяют группировкам, ведь они создают работу. В таких регионах идет деградация государства.

Самый доходный сегмент теневого рынка

Благодаря СЭЗ прячутся и проскальзывают через границы тысячи товаров. И самый популярный из них — сигареты. Нелегальные табачные изделия имеют наибольшую долю в теневом товарообороте и являются второй после наркотиков статьей доходности контрабандистов. Алкоголь, программное обеспечение, дизайнерская одежда, косметика и лекарства — все это уступает сигаретам.

Ежегодно в мире выкуривается более 500 млрд нелегальных сигарет, что составляет 10% общего потребления (без учета Китая). В результате государства теряют около $40 млрд в виде неуплаченных налогов. В 2016 году «серый» табачный рынок в Евросоюзе вырос до 15%. Это стоило властям 10 млрд евро.

Прибыльность нелегальной сигаретной торговли колоссальная, она и делает этот бизнес таким привлекательным.

— В одном контейнере помещается 10 млн сигарет, — говорят эксперты форума. — Предположим, вы завезли 10 таких контейнеров, 9 у вас конфисковали. Но это не страшно, ведь продажа даже оставшегося одного контейнера покроет все потери и принесет прибыль.

Дэвид Луна, исполнительный директор Luna Global Network, прогнозирует: за 5 лет теневой рынок увеличился в 2 раза. При такой-то доходности это более чем логично

Но здесь же и подсказка, как бороться с «тенью». Только таможенных барьеров и охоты на нарушителей недостаточно. Нужно снижать доходность этого бизнеса. Например, при одновременном повышении легальных рисков для контрабандистов эксперты рекомендуют очень аккуратно регулировать налоги так, чтобы не выталкивать бизнесменов в «тень».

Особенности налогового давления на табак

Табачный рынок очень чутко реагирует на ограничительные меры, и при определенных ошибках часть его уходит в «тень».

Благие намерения сократить число курильщиков и заставить их платить больше налогов при неграмотном воплощении наносят ощутимый вред всем и при этом не ведут к достижению намеченных целей. Но зато резкий рост цен на сигареты облегчает жизнь контрабандистам и производителям подделок.

Давить на табачный рынок принято несколькими методами, это

  • повышение акциза,
  • введение единой упаковки для всех видов сигарет всех производителей без исключения при одновременном введении запрета выкладки пачек на витринах.

Последняя мера сейчас активно продвигается антитабачными активистами Казахстана. Наш законодатель пока только ее рассматривает. Однако уже можно изучить чужой опыт.

В Австралии, Великобритании и Франции введение обезличенной упаковки не повлияло на объемы потребления сигарет, зато дало преимущества теневому рынку. Ведь обезличенная пачка — крайне удобный шаблон для изготовления контрафакта. Его проще продавать из-под прилавка, чем с открытой витрины. В условиях запрета на открытую выкладку покупателю сложно понять, покупает ли он легально произведенные сигареты или это контрафактный товар.

В России открытая выкладка сигарет в местах продаж запрещена с 2014 года. По данным международной исследовательской группы Kantar TNS, с 2014 по 2016 год в тени находилось около 1% российского табачного рынка, в 2017 — уже 4,6%, а к первому кварталу 2018 года доля неучтенной продукции поднялась до 7,7%

Вот так часть денежного потока начинает уходить в «тень».

Масштабы теневой торговли в Казахстане

Поставщики подделок и контрабанды захватили от 5 до 8% продаж в южных областях Казахстана. Это примерно 1,1–1,8 млрд штук сигарет в год. Пачка нелегальных сигарет стоит от 230 тенге на рынках страны при официальной минимально рекомендуемой цене 360 тенге. При таких объемах нелегальной продукции мимо бюджета в 2017 году прошли 12 млрд тенге. Но страдает не только бюджет, но и здоровье потребителей.

В поддельных сигаретах обнаружены экскременты крыс, мусор, металлические опилки, высокое содержание свинца и кадмия.

Доля подделок на «сером» рынке Казахстана минимальна — около 1%. Гораздо больше доля контрабанды, так называемые Cheap whites. Это сигареты, произведенные на заводе, но попавшие в страну незаконным путем. Чаще всего через те самые зоны свободной торговли. Нелегальный продукт в Казахстан поступает в основном из Объединенных Арабских Эмиратов (свободная экономическая зона «Джебель Али») и Европы (Сербия, Болгария).

С начала 2018 года в Казахстане задержано около 481 млн нелегальных сигарет. Самые яркие эпизоды контрабанды — 9 контейнеров табака на 150,5 млн тенге пытались завезти через порт Актау (тоже свободная экономическая зона) под видом «сухих строительных материалов». На складах в промзоне того же Актау изъяли 172 млн сигарет без акцизных марок. И еще 14,1 млн сигарет на 4,8 млрд тенге — в соседнем Уральске и на трассе «Уральск-Саратов».

Прозрачность и сотрудничество

Означает ли это, что СЭЗ нужно закрывать? Нет.

— Идея заключается не в том, чтобы полностью избавиться от СЭЗ, а в том, чтобы добавить прозрачность в работу со странами, — говорит Джордж Роблинг. — СЭЗ в целом ведут к росту трудоустройства и притоку прямых иностранных инвестиций, что способствует процветанию экономики.

То есть СЭЗ — явление в экономике относительно новое, требующее более тщательной законодательной регулировки и введения режима прозрачности.

– Правительство должно принимать более активное участие в решении этих проблем и брать на себя обязательства по контролю за СЭЗ, — говорит Майкл Моранц. — Нужно открывать доступ к данным об участниках СЭЗ, вводить режим по их авторизации. Правительство должно знать, что там зачастую отмываются деньги, важно не позволять нелегальным финансам возвращаться в экономику.

Появление на теневом рынке Казахстана новых поставщиков нелегальных сигарет из ОАЭ требует активизации сотрудничества между правоохранительными органами ЕАЭС и ОАЭ, включая обмен информацией и отслеживание грузов.

— Юридический контроль контрабанды уже не может концентрироваться только на границах, проблему решит только межгосударственное сотрудничество, — говорит Джордж Роблинг. Более того, крупные частные компании начинают играть все большую роль в борьбе с контрабандой. Частные компании прибегают к практике найма бывших сотрудников таможни, так они из первых рук узнают обо всех дырах в системе и о внутренней структуре контрабанды.

Дэвид Луна подчеркивает, что для государства такой вид партнерства в борьбе с контрабандой, идущей через СЭЗ, очень важен, поскольку решает целый комплекс проблем.

— Торговлю людьми, наркотиками, контрафактными сигаретами объединяет одно — используются одни и те же «дыры» в таможенных структурах и одни и те же каналы поставки, — отмечает он.

Чего можно добиться с сигаретами?

Сигареты в этом сотрудничестве могут сыграть особую роль. И поскольку они являются самым доходным видом контрабанды, есть смысл уделить этой борьбе особое внимание. Тем более, что здесь есть крупные частные игроки, заинтересованные в помощи государству. А борьба с контрафактными сигаретами обязательно окажет влияние и на другие сегменты нелегальной торговли.

Устранить приток нелегальных сигарет на территорию Казахстана и партнеров по ЕАЭС стран можно

  • через постепенное сближение ставок акцизов на табачные изделия внутри ЕАЭС,
  • при одновременном ужесточении санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции,
  • конфискацию и уничтожение оборудования производителей контрафакта;
  • посредством введения жестких требований к оптовым продавцам, которые должны проверять надежность своего покупателя, чтобы исключить «слив» сигарет в нелегальные каналы сбыта.

Кроме того, производители возлагают надежды на обязательную цифровую маркировку сигаретных пачек, благодаря которой можно выяснять происхождение и зафиксировать факт нелегальной торговли на заводе, у дистрибьютора и в торговой точке. В Казахстане этот проект запущен государством в пилотном режиме с 1 октября 2018 года.

 

Источник: 365info.kz