Минуло почти полгода с момента подписания Каспийской конвенции.

 

За этот период обозначились качественные сдвиги в развитии Каспийского процесса, который заметно интенсифицируется и масштабируется.

Каспийский регион сегодня  обретает  статус стабильного «экономического кольца» в центре Евразии, где в ближайшее десятилетие сфокусируются инвестиции, интересы и инициативы региональных и глобальных центров сил. 

Этот  политический тренд вероятно имел в виду в своем недавнем заявлении и глава МИД РФ Сергей Лавров, подчеркнув,  что "Каспийский регион является предметом особой озабоченности».  «В хорошем смысле озабоченности», - скорректировал дипломат, прежде всего подразумевая  «развитие полноценного сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами".

Полноценное сотрудничество  на Каспии действительно развивается, и не только на двустороннем и многостороннем уровне в формате  пятерки.

Во взаимоотношениях стран пятерки на Каспии уже отработан достаточно эффективный механизм взаимодействия. Не взирая на все противоречия, которые имели место в ходе сложного переговорного процесса, и еще не разрешены окончательно, этот слаженный механизм ни разу не подвел.

После подписания Конвенции число участников большого трансконтинентального  Каспийского проекта, со всем его углеводородным кейсом и потенциалом в сфере логистики, заметно наращивается.

Свои интересы  в направлении взаимодействия  с каспийской пятеркой активировали как соседние страны ближнего зарубежья, так и ведущие мировые акторы - Китай, ЕС, США, Турция, Индия и другие.

Здесь можно апеллировать различными гибкими формулами: «5+1», «5+3»... и геополитическими треугольниками, в том числе в формате Россия-Иран-Азербайджан, Россия-Турция-Азербайджан и тд, которые формируются вокруг  Каспия. Но есть важное преимущество: Каспий создает атмосферу  сотрудничества, а не противостояния.

Конкуренция в Каспийском регионе превалирует на уровне геополитических стратегий и инвестиционных портфелей, и не имеет явной перспективы обострения в военно-политическом ключе.

Так как Конвенция открывает  экономические шлюзы, но блокирует  попытки третьих  стран «разделить  ответственность» в сфере безопасности на Каспии. 

На последнем аргументе фиксировалась непосредственно инициатива РФ, что подтверждает и последнее заявление Лаврова, в частности: «Нам очень важно, чтобы Каспийский регион, как это предусмотрено конвенцией, сохранялся регионом, в котором ответственность за все происходящее несет Каспийская пятерка - Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркмения».

То есть, получается, что какие бы стратегии присутствия на Каспии не генерировали третьи игроки, первыми в этом регионе они все равно не станут. Хорошо, если так.

Но есть определенные риски, связанные с давлением США на Иран. Если на каком-то этапе стороны перейдут опасную черту, это непосредственно отразится на всем Каспийском регионе.

Однако определенный оптимизм придают инвестиции – они, как правило, всегда влекут за собой повышенную меру ответственности и выступают определенным гарантом безопасности.

Безопасность на Каспии инвестируется и закреплена Конвенцией, поэтому обретает  более прочную основу, не взирая на турбулентные процессы по всему периметру границ этого региона и определенные риски на внутриполитическом уровне в самих прикаспийских странах.

В Каспийском регионе в настоящее время оформляется трансконтинентальная система транспортно-энергетических коммуникаций. Это долгосрочная программа развития, о чем свидетельствует интенсивная повестка мероприятий, встреч и переговоров прикаспийских стран на международном уровне.

Достаточно проанализировать хронологию событий, развивавшихся в регионе после подписания Конвенции, которую регулярно фиксирует «Каспийский вестник». Точка отсчета  - август  2018 года.

Перечень  далеко неполный, но позволяет учесть формирующиеся в регионе тенденции:

- 25 августа состоялся визит в Азербайджан канцлера Германии Ангелы Меркель, в основе которого просматриваются «стратегические интересы стран ЕС в регионе Южного Кавказа и на Каспии».

- 1 сентября в Сочи состоялись переговоры Владимира Путина с Ильхамом Алиевым. Президенты  обсудили,  в том числе, увеличение транзитно-транспортного потенциала на российско-азербайджанских участках международных транспортных коридоров, включая МТК «Север – Юг».

- 3 сентября в Чолпон-Ате состоялся VI саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств с участием президентов Азербайджана, Казахстана, Турции, Узбекистана, Кыргызстана и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Главы государств уделили особое внимание вопросам совместного использования транспортно-коммуникационного потенциала Каспийского моря, «которое поможет тюркоязычным странам наладить тесные транспортные и энергетические связи».

- 6 сентября в Вене прошёл Туркмено-Австрийский бизнес-форум. В числе приоритетных направлений партнёрства были обозначены транспорт и логистика.

- 12-13 сентября президент Казахстана посетил с официальным визитом Турецкую Республику.  Назарбаев, в частности,  призвал турецких инвесторов принять участие в развитии транспортно-логистического хаба, функционирующего на базе портов Актау и Курык на Каспийском море.

- 25 сентября в Нью-Йорке состоялся Каспийский бизнес-форум, где представители более 100 компаний и политических кругов США и стран Каспийского региона обсудили экономические и политические перспективы Каспия.

- 27 сентября состоялся рабочий визит Президента РФ  в Азербайджан. Главы государств значительную часть переговоров посвятили  каспийской тематике. Российской и азербайджанской сторонами уже достигнут  высокий уровень кооперации на Каспии.

- 2 октября в Липецке в рамках Седьмого туркмено-российского экономического форума встретились представители туркменского и российского бизнеса. Активизирована работа Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран прикаспийского региона «Деловой Каспий».  

- 5 октября в столице Индии, в ходе очередного российского-индийского саммита с участием Президента РФ, Москва начала переговоры с Дели о создании коридора Россия-Казахстан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

- 9 октября в Туркменистане открылся международный туристический форум, обсуждались туристические проекты на Каспии, включая круизные туры из Астрахани по всем прикаспийским странам.

- 11 октября в Ашхабаде состоялись переговоры между главой российской госкомпании «Газпром» и президентом Туркменистана. Стороны констатировали, что «заключение договоренностей по возобновлению закупок туркменского газа  окажет благоприятное воздействие на  состояние торгово-экономического сотрудничества на Каспии.

- 12 октября состоялась встреча делегации Туркменистана с Заместителем Председателя Европейской Комиссии по энергетическому союзу Марошем Шевчовичем. Тематика переговоров предполагала обсуждение перспектив строительства Транскаспийского газопровода. Также были затронуты вопросы дальнейшего усовершенствования принципов деятельности Каспийской корпорации развития (CDC).

- 15 октября в Кабуле открылась выставка, посвященная проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ-TAPI).

- 15 октября заместитель губернатора северной иранской провинции Мазендаран после встречи с экономической делегацией китайских компаний и инвесторов заявил о готовности  китайской стороны инвестировать в строительство нефтеперерабатывающего завода в провинции Мазендаран. Иран сегодня является одним из главных  стратегических экономических партнеров Китая на Каспии.

- 19 октября в Ташкенте состоялось очередное заседание Совета рамочного соглашения по торговле и инвестициям (TIFA). Вашингтон традиционно уделяет важное внимание развитию торговли со странами Центральной Азии, которые американская сторона относит к странам Каспийского региона наряду с закавказскими республиками.

- 22 октября в Баку состоялось  выездное заседание правления и общего собрания  объединения юридических лиц «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

- 23 октября в Ашхабаде, в МИД Туркменистана, состоялось 3-е заседание уполномоченных представителей прикаспийских государств по обсуждению проекта Протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконной добычей биологических ресурсов на Каспийском море.

- 24 октября в рамках кавказского турне советник Президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон посетил Азербайджан. Стороны обсудили энергетические, транспортные и транзитные проекты, реализуемые по инициативе Азербайджана, в частности  железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс и «Южный газовый коридор».

- 24-25 октября в Ашхабаде состоялась четырёхсторонняя экспертная встреча по проекту международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море» (МТК-КМЧМ). Туркменистан и Румыния проводят работы по созданию нового международного транспортного коридора, который должен соединить Каспийское и Чёрное моря через территорию Азербайджана и Грузии.

- 25-26 октября в Министерстве иностранных дел Туркменистана состоялись переговоры с делегацией США. Ранее в США  туркменский лидер  пригласил  американских партнёров изучить перспективы участия в проектах по сооружению современной инфраструктуры в Туркменистане в связи с участием Ашхабада в создании межрегиональных транспортно-транзитных коридоров по линиям Восток-Запад и Юг-Север с выходом на азиатские, европейские и ближневосточные рынки.

- 8 ноября Каспийский политический центр (Caspian Policy Center — США) совместно с Торговой палатой США и посольствами Афганистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции и Туркменистана организовал первый американо-каспийский инновационный форум в Бостоне.

- 14 ноября в Москве в МГИМО МИД России состоялся Международный Экономический Форум «Каспийский диалог, 2018».

- 27 - 29 ноября в Баку состоялась вторая сессия Комиссии по сохранению, рациональному использованию водных биоресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами.

- В декабре 2018 года с участием казахстанских дипломатов состоялось заседание Берлинского Евразийского Kлуба (БЕК) на тему «Правовой и экономический статус Каспия: перспективы сотрудничества Европы с регионом».

- 15-17 января 2019 года в Баку проведены выездные заседания рабочей группы и Общего собрания Объединения юридических лиц «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)», созданной в 2017 году с целью содействия реализации одноименного транспортного коридора, призванного связать Китай и Центральную Азию со странами Европы через акваторию Каспийского моря и территории прикаспийских государств.

- В январе очень значимые встречи в Давосе провел президент Азербайджана Ильхам Алиев, и в скором времени так же планируется встреча глав  трех прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана.

Похоже, на Каспии все только начинается... Масштаб предстоящих процессов, особенно в сфере развития экономического потенциала региона, в настоящее время даже сложно прогнозировать со всей ответственностью.

Сейчас не менее важно другое - какова  доступная интерпретация всех тех глобальных проектов и инициатив, которые накапливаются в Каспийском регионе и наращивают его стратегическое значение?

Очевидно, что история большого успеха на Каспии, прорыва – как его еще называют, развивается, но требует  дальнейшей конкретизации целей и смыслов.

При этом очень важно обозначить смыслы не только через призму интересов политиков – на этом уровне несколько иная шкала ценностей и приоритетов,  но и с точки зрения интересов масс, населяющих пространство Каспийского региона.

В медийном поле каспийская тема чаще подается на уровне смыслов, понятных прежде всего политикам и профессионалам.

В результате  аккумулированный  в публичном пространстве материал, раскрывающий суть каспийской интеграции, в основном сух, скуп и однообразен.

Растерянным обществам сложно в текущих  хаотичных  реалиях, навеянных  пессимизмом, вылавливать созидательные смыслы и определять  ориентиры развития. Тем более, проникнуться значимостью грандиозных проектов, нередко  существующих  в параллельной для них реальности.

Конвенция  тогда реально получит статус «Каспийской Конституции», когда  интеграция отроет возможности для полноценного развития народов региона и справедливого распределения благ, генерируемых  глобальными и региональными проектами.

 

По материалам Ia-centr.ru