В спорах о том, какая в Казахстане экономика – рыночная или нерыночная – сторонники первого варианта получили дополнительный аргумент. Цены на летние развлечения (бассейны, бани, аквапарки, «понарошковая» рыбалка, пикники на природе) пришли в соответствие с упавшими доходами алматинцев. Реальные доходы большинства горожан резко сократились еще в 2015 году, тогда как равновесие по ним со стороны летних развлечений наступило в 2019-ом. Отнюдь не быстро, но в данном случае мы отмечаем конечный результат.
На пике пузыря недвижимости квадратный метр алматинской новостройки достигал $3,7 тыс. На удивление обывателей, которые показывали на фешенебельный квартиры искусственных островов в ОАЭ с метром за $1,8 тыс., риэлторы приводили в пример Нью-Йорк, где в респектабельных районах после великой депрессии 30-ых гг XX века цены только росли. Но сдутие пузыря неизбежно произошло и сегодня квадратный метр за $1 тыс. в Алматы смотрится предельно солидно.
С ассортиментом и ценами летних развлечений в южной столице общая схема получилась аналогичной с недвижимостью. Мы опасаемся приводить названия центров отдыха (иски за подрыв деловой репутации и все такое), однако есть ряд названий на казахском, русском, английском языках и смеси из них, которые у большинства алматинцев на слуху. Когда там были космические цены в эпоху до кризиса 2007-2009 гг, то специалисты на вопрос о том, почему не снижаются расценки, отвечали: «Люди ведь платят и заведения забиты. Какой смысл опускать цены?».
Первый сезон девальваций картину принципиально не поменял. Зато появились на рынке и стали широко известны места отдыха для «полусреднего класса». Добираться туда надо на автомобилях, территория вида не пафосного, зато дешево, можно арендовать катамаран или лодку, мангал, приезжать со своим арбузом и до времени полного закрытия никого не торопят. При этом спасатели, буйки, охрана и весь необходимый минимум инфраструктуры и сервиса отдыха на водоеме присутствуют.
Своего рода точкой осознания для бизнеса сферы летних (хотя многие из них работают круглогодично, но летом однозначно ключевой оборот) развлечений стал 2017-ый год. В 2016-ом году алматинцы расстались с теми накоплениями, которые были сделаны до девальвации 2015-го, и новая экономическая реальность наступила окончательно. Тогда посетители предприятий дорогого сегмента индустрии делились впечатлениями почти по трафарету «дороговато, зато людей мало, тихо». В 2018-ом году стали проходить всевозможные скидочные акции, абонементы и резко расширился список специальных предложений (варианты экономии в непиковое время для посетителей).
Нынешний год уже можно рассматривать в качестве момента наступления гармонии между спросом и предложением. Те заведения, которые в «нулевые» годы носили титул элитных, сегодня забиты народом. При этом число и ассортимент бань и бассейнов в них в основном расширилось. В пересчете на доллары цены опустились в разы по сравнению с 2015-ым. Есть места, где заведение получает значительную часть прибыли за счет дополнительных услуг. То есть главный профиль купаться в различных вариантах, а дополнительный доход от кухни и продажи напитков, мороженного. Для клиента в таком случае существует выбор: приехать два раза без приема пищи или один раз с питанием. Бюджет по деньгам получается почти одинаковый и каждый решает проблему выбора как ему удобно, но сам выбор однозначно имеется.
Свой вклад в нахождение «гармонии» внес количественный рост предприятий летнего отдыха. К примеру, прежде на слуху были только два форелевых хозяйства – одно за Иссыком и одно недалеко от Каскелена. Теперь только в интернете их можно найти больше дюжины (большие, средние и компактные), а есть еще те, у которых нет странички в Сети, но при этом есть все положенное для обслуживания клиентов и их можно найти просто двигаясь по летним рекреационным маршрутам. В общем, переход количественных изменений в качественные и рост конкуренции однозначно сделали свое доброе для потребителей дело.
В услугах предприятий летнего отдыха стало гораздо больше креативных решений. Они могут пролегать от особенностей конных прогулок до спуска из сауны в бассейн по специальной трубе-аттракциону. Специалисты в области ритейла заявляют, что падение доходов алматинцев привело к тому, что заметно более 90% предлагаемых в супермаркетах товаров прочно обосновались в категории «эконом». С летним отдыхом ничего подобного не произошло. Наоборот, разнообразие видов и форм релаксации и развлечений увеличивается, а цены щадящие.
Заметно шире стал спектр детского отдыха в специальных лагерях. Этим летом можно выбрать и подобие советского пионерского лагеря с постоянной коллективистской «движухой», и более индивидуалистские модели совместного детского отдыха, и учебно-оздоровительные лагеря (специально для тех родителей, у которых нет сердца, и кто не освобождает детей от учебы даже в период летних каникул). Информация о массовых отравлениях, наркотиках, драках или еще каком-нибудь криминале из приалматинских детских лагерей в информационное пространство не просачивалась.
Ситуация с летним отдыхом-2019 развеивает миф о невменяемости казахстанского бизнеса, который лучше разорится, чем снизит цены до разумного уровня. Трудно ответить за монополистов, однако сфера услуг (пусть и с определенным временным лагом) гибко подстраивается под те условия, которые ей диктует потребительский спрос. В Казахстане деньги еще не всесильны, но уже достаточно могущественны во всех отношениях.