В чем разница между акселератором и инкубатором.  Акселераторы и инкубаторы стали синонимами роста и развития для стартапов.

Обе программы в основе своих концепций стремятся помочь стартапам вырасти из небольшого проекта в полноценный бизнес и сократить time-to-market. Тем не менее, понимание функций акселератора и инкубатора часто путают или вовсе считают, что это одно и то же. Да, с одной стороны, обе программы предлагают стартапам вместе разработать масштабируемую и эффективную бизнес-модель, но с другой – способы достижения этих целей сильно отличаются друг от друга. Еще лет шесть назад сам термин «акселератор» не был так распространен, а на рынке часто можно было встретить организации, которые назывались инкубаторами, также запускали акселерационные программы. Конкурентами их не назовешь, а вот отличия все же имеются.

Зачем нужны акселераторы Главной целью акселератора остается быстрая и эффективная помощь в развитии проекта в самые короткие сроки – от стадии прототипа или минимально жизнеспособного продукта (MVP) до полноценного проекта с выстроенными бизнес-процессами. Акселераторы ограничены по времени, а их отличием остается интенсивность. Такие программы стремятся помочь стартапам достичь бизнес-показателей всего за несколько месяцев, в то время как средний временной промежуток без сторонней помощи у стартапов обычно занимает от нескольких месяцев до года. Нужно учесть, что в акселератор обычно приходит команда, у которой уже есть юридическое лицо, прототип или полноценный продукт, который стартап готов выпустить на рынок.

Основной интерес стартапера в акселераторе – экспертная поддержка и инвестиции. С того момента, как стартап попадает в акселератор, задачей последнего становится предоставление молодому проекту инструментов для получения наибольших шансов на финансирование. Стартапы, со своей стороны, должны быть готовы к созданию продукта или прототипа с четкими концепциями, которые могут быть прописаны в рамках соглашения о партнерстве. Особенности Акселераторы ориентированы на предоставление платформы для стартапов, чтобы те могли расти как можно быстрее во время программы и в конечном итоге получить финансовую поддержу.

Такие программы обычно обеспечивают некоторый уровень предпосевных или начальных инвестиций для каждого стартапа в обмен на небольшую долю в каждом стартапе. Объем инвестиций и собственного капитала варьируется, но, как правило, акселераторы взимают около 7% от доли в стартапе. Например, британский Seedcamp предлагает первые инвестиции в размере 100 тыс. фунтов стерлингов за 7,5% акций. Как правило, акселераторы работают в тесном контакте с корпоративными партнерами, что в итоге выливается в требования вторых к самим стартапам. Партнеры акселератора играют важную роль в выборе проектов на акселерацию, ведь чаще всего конечный продукт стартапа частично или полностью покрывает нужды корпоративных партнеров. Для стартапов ключевым результатом здесь является скорость соглашений с различными партнерами, а также взаимодействие с инвесторами, которые ищут готовые к инвестированию проекты.

Зачем нужны инкубаторы Инкубаторы помогают стартапам в гораздо более долгосрочной перспективе развития бизнеса, предоставляя проектам время и ресурсы для разработки эффективной и устойчивой бизнес-модели. «Инкубационный» период по такой программе составляет около 12 месяцев, но иногда может достигать и пары-тройки лет. В этот период инкубатор поддерживает стартап на всех этапах его развития, от создания идеи до перехода в фазу зрелого бизнеса. Особенности Главной целью инкубатора остается создание атмосферы для роста, которую сами стартапы не могут создать самостоятельно. Сюда могут прийти команды на самом раннем этапе своего развития.

Например, когда в проекте есть «полтора» основателя – сам основатель и его большое желание. Тем не менее, в инкубаторе часто можно встретить уже работающие, зрелые бизнесы, которые продолжают использовать такую программу в качестве основной площадки для своего развития. Участие в инкубационной программе гарантирует стартапам доступ к некоторому пулу экспертов и инвесторов, а также тот самый нетворкинг, без которого практически невозможно построить полноценный бизнес. Также стартапы получают неограниченный доступ к коворкингам и менторству, которое частично можно получить за отдельную плату.

В целом весь процесс происходит куда медленнее, чем в том же акселераторе. Куда стартапу идти в итоге? Часто стартапы стремятся сразу попасть в акселератор, надеясь обзавестись необходимыми контактами и экспертной оценкой, но их продукт бывает не готов к такому быстрому росту. Скорее всего, проекту понадобится нечто большее, чем просто идея, чтобы получить возможность участвовать в акселераторе. Например, все та же концепция или прототип, который докажет успешность применения продукта на рынке. Для развития продукта в инкубаторе, напротив, может понадобиться гораздо больше времени, а на «входе» будет достаточно одной лишь идеи.

Позитивный эффект от пребывания в акселераторе или инкубаторе доказан многими исследованиями. В среднем за счет пребывания в подобных программах стартапы увеличивают вероятность «выживания» на 60%. Лучше постараться попасть в отраслевой акселератор, который даст гораздо больше преимуществ для молодого бизнеса. На какой бы стадии вы ни находились, стоит потратить некоторое время на детальное изучение условий, которые будет предоставлять та или иная программа, а уже после отталкиваться от статуса вашего проекта.

Источник inbusiness.kz