С начала смены главы государства Казахстан развивается в условиях политической турбулентности. Данное обстоятельство обусловлено следующими основными факторами.

Во-первых, отсутствие у нового руководства республики четких приоритетов относительно дальнейшего развития страны и ее политической системы. В связи с этим оно вынуждено пока балансировать между ключевыми и одновременно противоположными друг другу по смыслу векторами в лице преемственности и прогресса, олицетворяющими собой определенный уровень соответственно консервации и либерализации существующего уклада казахстанского общества и государства.

Во-вторых, довольно уникальная и при этом фактически не отраженная в Конституции РК новая конфигурация политической власти, обеспечивающая сохранение участия Нурсултана Назарбаева в управлении страной, вносит определенную дезориентацию среди государственных служащих, парламентариев, представителей бизнес-элиты и широкой общественности, а также зарубежных официальных и деловых кругов.

Особенно критической ситуация с наличием в Казахстане фактически двух центров принятия решений, олицетворяемых Акордой и Назарбаев-центром, представляется для тех государственных и негосударственных структур и их должностных лиц, которые призваны соответствующие решения исполнять.

В-третьих, нарастание процесса размежевания отечественной элиты и всего общества на три большие группы со следующими условными названиями:

  • «Консерваторы», заинтересованные в сохранении максимального присутствия Елбасы в политической жизни страны в качестве гаранта развития Казахстана в стабильной атмосфере и не желающие перемен, так или иначе способных нарушить этот процесс. Особенно таковые преобладают в составе правящей элиты в силу стремления к сохранению своего статус-кво. 
  • «Центристы», поддерживающие действующего президента РК в его реформаторских намерениях, но не желающие допущения серьезного дисбаланса между соответствующими реформами и преемственностью. При этом данные лица присутствуют как в системе власти, так и среди общественности.
  • «Радикалы», стремящиеся к осуществлению кардинальных преобразований политической системы и смене руководства страны. Главным образом к ним относятся представители и сторонники оппозиционных объединений и гражданские активисты. Вместе с тем они являются самой разобщенной группой в силу идейно-политических и межличностных факторов, что снижает уровень угрозы с их стороны для действующей власти.

В связи с этим главе государства и его команде в процессе выстраивания и реализации своего официального политического курса приходится искать компромисс как с «консерваторами» из правящей элиты, так и радикально настроенными представителями общественности.

В-четвертых, заметный рост гражданской и протестной активности среди населения. Скорее всего, этот процесс обусловлен ощущением определенной частью казахстанцев на волне смены руководства страны возможностей для серьезных социально-политических изменений и некоторым ослаблением не готовой к данной смене системе власти.

И хотя после президентских выборов наблюдается снижение уровня протестности в обществе, все может здесь измениться в противоположном направлении в случае принятия властями каких-либо ущемляющих права и свободы граждан решений, а также на волне подготовки к парламентским и местным выборам.

В этих условиях представляется, что дальнейшее развитие Казахстана в течение ближайших 3-5 лет будет развиваться по одному из трех возможных сценариев:

Сценарий 1. Укрепление позиций нового руководства Казахстана при определенной либерализации политической системы страны.

Сценарий 2. Укрепление текущей конфигурации политической власти при обеспечении баланса между либерализацией и консервацией.

Сценарий 3. Возникновение политического кризиса в условиях усиления консервации политической системы страны.

 Источник https://stanradar.com