В то время как в развитых странах считают индекс потребительской уверенности, в Казахстане впору считать индекс потребительской неуверенности

Один из самых главных социальных страхов казахстанцев – рост цен. Глобальная компания Nielsen, специализирующаяся на замерах настроений общества, потребителей и состояния рынков, констатирует, что больше всего наших граждан волнует рост цен на продукты питания. Парадокс, но даже собственное драгоценное здоровье их волнует меньше.

По данным Nielsen, 69% опрошенных казахстанцев живут в режиме постоянной экономии. 49% экономят на покупке одежды, 47% секвестрируют свой бюджет на развлечения в выходные дни и отпуск.

У двух казахстанцев из трех есть ощущение, что страна находится в рецессии. И только каждый третий абсолютно счастлив: он не экономит деньги и считает, что сейчас – благоприятное время для совершения покупок.

Аналитики не могут утверждать, что население не имеет денег. Согласно опросу, после погашения всех счетов и кредитов, у 77% населения остаются свободные деньги. И они вольны ими распоряжаться так, как считают нужным: горстка — на новую одежду, горстка – на развлечения, горстка – на предметы быта. 22% опрошенных умудряются делать сбережения.

В первом квартале 2019 года индекс потребительского доверия в Казахстане, свидетельствуют данные Nielsen, снизился до 77 пунктов, тогда как кварталом раньше находился на отметке 83 пункта.

Чтобы понимать, 77% — это много или мало, нужно немного углубиться в методику подсчета этого индекса.

Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов – пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего.

Респондентам предлагают ответить примерно на такие вопросы: Как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год? Как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в ближайший год? Если говорить об экономичсеких условиях в стране в целом, как вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим? Если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? Если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то, как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Понятно, что потребители, отвечая на эти вопросы, дают не квалифицированную оценку, а высказывают лишь свои ощущения, настроения, предположения. На каждый из этих вопросов оптимисты могут ответить: «Скорее, улучшится», пессимисты – «Скорее, ухудшится». Может существовать и серединное мнение: «Осталось без изменений». И четвертый вариант ответа – для тех, кто не определился в своем мнении или плохо представляет собственное будущее: «Затрудняюсь ответить».

Интересно, что Индекс потребительской уверенности начал измеряться в США в 1967 году, а уровень 1985 года приравнен к 100. 40% индекса составляют мнения о текущем состоянии экономики, тогда как оставшиеся 60% соответствуют ожиданиям будущих условий. Индекс потребительской уверенности доступен в разрезе возраста, дохода и региона респондентов.

Глобальный показатель индекса в настоящее время достиг 106 пунктов. Самый высокий уровень потребительского доверия традиционно у Северной Америки (118 пунктов). В Азии и Тихоокеанском регионе он достигает 117, а в Европе, как в Казахстане на излете 2018 года – 83 пункта.

Например, оптимизм казахстанцев слабеет на фоне флуктуаций обменного курса и ослабления национальной валюты, и каждый третий действительно с опаской входит каждый день в продуктовый магазин. Вторым по важности опасением казахстанцев является здоровье и на третьем месте – беспокойство за экономику страны. И только каждый пятый выражает обеспокоенность по поводу обучения детей, выплаты долгов и кредитов.

В то же время основные опасения в Европе – это возможность войны (50%), увеличение расходов на коммунальные услуги (33%) и экономика (23%).

Как отмечают в Nielsen, настроения казахстанцев более оптимистичны по сравнению с жителями соседних стран. Например, в четвертом квартале 2018 года индекс потребительского доверия в России составил 65 пунктов, 59 — в Украине и 66 – в Беларуси.

Так совпало, что в четвертом квартале 2018 года по сравнению с кварталом раньше индекс потребительских настроений улучшился на 4 пункта, а в начале 2019 года, напротив, упал. Исследователи осторожно связывают этот факт со сменой главы государства.

Однако на настроения, вероятно, повлияла изменившаяся риторика: в речах стало больше реальных оценок положения дел – увы, долгие годы мы плутали по пустыне в поисках спасительного источника и до сих пор не нашли его.

Данные за второй квартал 2019 года еще не готовы, но эксперты почти уверены, что значение индекса потребительского доверия снизится еще.

Так, глядишь, с воображаемых высот и спустимся на эту грешную землю…

Источник https://zonakz.net