Один из самых главных социальных страхов казахстанцев – рост цен. Глобальная компания Nielsen, специализирующаяся на замерах настроений общества, потребителей и состояния рынков, констатирует, что больше всего наших граждан волнует рост цен на продукты питания. Парадокс, но даже собственное драгоценное здоровье их волнует меньше.
По данным Nielsen, 69% опрошенных казахстанцев живут в режиме постоянной экономии. 49% экономят на покупке одежды, 47% секвестрируют свой бюджет на развлечения в выходные дни и отпуск.
У двух казахстанцев из трех есть ощущение, что страна находится в рецессии. И только каждый третий абсолютно счастлив: он не экономит деньги и считает, что сейчас – благоприятное время для совершения покупок.
Аналитики не могут утверждать, что население не имеет денег. Согласно опросу, после погашения всех счетов и кредитов, у 77% населения остаются свободные деньги. И они вольны ими распоряжаться так, как считают нужным: горстка — на новую одежду, горстка – на развлечения, горстка – на предметы быта. 22% опрошенных умудряются делать сбережения.
Чтобы понимать, 77% — это много или мало, нужно немного углубиться в методику подсчета этого индекса.
Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов – пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего.
Респондентам предлагают ответить примерно на такие вопросы: Как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год? Как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в ближайший год? Если говорить об экономичсеких условиях в стране в целом, как вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим? Если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? Если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то, как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?
Интересно, что Индекс потребительской уверенности начал измеряться в США в 1967 году, а уровень 1985 года приравнен к 100. 40% индекса составляют мнения о текущем состоянии экономики, тогда как оставшиеся 60% соответствуют ожиданиям будущих условий. Индекс потребительской уверенности доступен в разрезе возраста, дохода и региона респондентов.
Глобальный показатель индекса в настоящее время достиг 106 пунктов. Самый высокий уровень потребительского доверия традиционно у Северной Америки (118 пунктов). В Азии и Тихоокеанском регионе он достигает 117, а в Европе, как в Казахстане на излете 2018 года – 83 пункта.
Например, оптимизм казахстанцев слабеет на фоне флуктуаций обменного курса и ослабления национальной валюты, и каждый третий действительно с опаской входит каждый день в продуктовый магазин. Вторым по важности опасением казахстанцев является здоровье и на третьем месте – беспокойство за экономику страны. И только каждый пятый выражает обеспокоенность по поводу обучения детей, выплаты долгов и кредитов.
Как отмечают в Nielsen, настроения казахстанцев более оптимистичны по сравнению с жителями соседних стран. Например, в четвертом квартале 2018 года индекс потребительского доверия в России составил 65 пунктов, 59 — в Украине и 66 – в Беларуси.
Так совпало, что в четвертом квартале 2018 года по сравнению с кварталом раньше индекс потребительских настроений улучшился на 4 пункта, а в начале 2019 года, напротив, упал. Исследователи осторожно связывают этот факт со сменой главы государства.
Однако на настроения, вероятно, повлияла изменившаяся риторика: в речах стало больше реальных оценок положения дел – увы, долгие годы мы плутали по пустыне в поисках спасительного источника и до сих пор не нашли его.
Данные за второй квартал 2019 года еще не готовы, но эксперты почти уверены, что значение индекса потребительского доверия снизится еще.
Так, глядишь, с воображаемых высот и спустимся на эту грешную землю…
Источник https://zonakz.net