За годы независимости Казахстана стало едва ли не привычным делом привлекать на масштабные государственные проекты международных консультантов. Дескать, так надежнее: у них и опыт, и знания. Вначале эта практика была оправдана. В стране в первое десятилетие независимости не было ни необходимых знаний в бизнесе, ни тем более опыта, да и наши технологии, откровенно говоря, уступали иностранным.
В числе первых к этому пришли специалисты автодорожной отрасли, и это не удивительно. В этой сфере в основном финансирование крупных инфраструктурных проектов производилось и производится по сей день с участием иностранного капитала. И средства чаще всего можно было получить на условиях привлечения в проект иностранных консультантов по надзору и управлению проектом соответствующей квалификации и категории по принципам FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов). И эти условия казахстанские дорожники приняли. Ведь главное – это улучшение состояния автодорог и повышение качества строительства, совершенствование структуры управления в автодорожной отрасли, снижение коррупционных рисков и борьба с перегруженным транспортом. Опыт работы с зарубежными консультантами очень пригодился.
Впереди задачи еще масштабнее
Масштабная Государственная программа индустриально-инновационного развития Казахстана разделила развитие отечественной промышленности на до и после. В стране приступили к реализации уникальных проектов. Автодорожная отрасль и здесь оказалась в числе лидеров по количеству масштабных проектов. Кроме того, необходимо отметить, что немаловажным в автодорожной отрасли остается вопрос местного содержания, как по части использования сырья и материалов (на практике не менее 70% производится внутри страны), так и привлечения отечественных компаний в реализацию самих проектов в качестве прямых участников, минуя участие зарубежных компаний.
Сплошные плюсы
С каждым годом растет число казахстанских специалистов автодорожной отрасли, как и растут объемы инвестиций в отрасль. Как следствие растет квалификация местных кадров. И резонно возникает вопрос: а насколько высок потенциал казахстанских консультантов? Готовы ли они предоставлять услуги, отвечающие международным требованиям? За эти годы можно с уверенностью сказать, что именно автодорожная сфера одна из первых в стране подготовила пул собственных специалистов, реализовав десятки больших проектов в отрасли на сумму более чем на триллион тенге. Все это дает нам карт-бланш на привлечение в качестве консультантов по надзору за строительством и по управлению автодорожными проектами именно отечественных специалистов. И здесь речь идет в том числе и о финансировании проектов международными финансовыми институтами. Так какие же плюсы и преимущества все это открывает перед нами? Множество.
Во-первых, снижается стоимость проекта в связи с более низкими тарифами по оплате труда в сравнении с иностранными консультантами. Здесь необходимо отметить, что мы говорим о том, что местным специалистам нет необходимости тратиться на аренду квартир, автомобилей и перелеты. Во-вторых, идет постоянное повышение квалификации наших специалистов, соответственно, и растет их конкурентоспособность на рынке труда.
В-третьих, снижается зависимость отрасли от экспатов. В-четвертых, уже казахстанские специалисты могут работать за рубежом в качестве консультантов. В-пятых, и это самое главное, деньги остаются в стране.
Готовим местные кадры
Все это перекликается с политикой государства. Сегодня в стране особое внимание уделяют повышению профессионализма и образованию казахстанцев, их конкурентоспособности, что и было отмечено президентом Казахстана на 32-м заседании Совета иностранных инвесторов в июле 2019 года.
За более чем 25-летнюю историю независимости в стране уже сформировано новое поколение успешных менеджеров, способных возглавить разные направления бизнеса. И именно сегодня нужно все больше привлекать отечественных экспертов-консультантов, а экспатов привлекать только для сложных, уникальных проектов.
Фарида Садвокасова, аналитик Казахстанского центра ГЧП