Италия сейчас — одна из немногих европейских стран, которая пока не столкнулась с резким ростом числа заболевших COVID-19. Итальянцы, первыми за пределами Азии принявшие удар пандемии, как никто усвоили ее уроки
Италия благодаря пережитому «шокирующему опыту» пока успешно справляется с предотвращением второй волны COVID-19, в отличие от большинства соседей по Европе, пишет The Wall Street Journal. В феврале Италия стала первой за пределами Азии страной, столкнувшейся с новым вирусом, а весной показывала один из самых высоких в мире уровней смертности. Но сейчас, когда в Великобритании и Испании вынужденно возвращают карантинные ограничения в том или ином виде, Италия держится лучше других, пишет WSJ: на прошлой неделе Италия фиксировала в день в среднем по 1500 зараженных. Для сравнения, в Великобритании было по 3700 человек, во Франции — по 10 400 и в Испании по 10 500.
«Мы были очень напуганы в марте и апреле»
Уровень заражения в Европе растет отчасти потому, что людям надоели правила социального дистанцирования, маски и дезинфекция рук, пишет WSJ. Усталость населения и желание вернуться к обычной жизни — два главных испытания для правительств, которые пытаются справиться с вирусом по мере приближения холодов, отмечает издание. Эксперты надеялись, что ношение масок и соблюдение дистанции станут повседневной привычкой, по крайней мере, на время пандемии, что наблюдается в странах Восточной Азии. Но в Европе привить новые привычки оказалось сложнее: у людей там меньше опыта борьбы со вспышками инфекционных заболеваний.
Но в Италии новые предосторожности все же стали частью повседневной жизни в большей степени, чем во многих других странах Запада, считает WSJ. Миллионы итальянцев продолжают надевать маски на улице, даже если это не обязательно (они нужны в закрытых общественных местах, транспорте и в местах скопления людей), и носят с собой антисептик для рук. Около 85% итальянцев заявили, что носят маски в общественных местах. Это самая высокая доля в Европе, за исключением Испании (86%), цитирует WSJ опрос Имперского колледжа Лондона и организации YouGov. Итальянцы также чаще, чем другие европейцы, признавались, что избегают людных мест.
Собеседники The Wall Street Journal рассказали, что продолжают усердно следовать правилам безопасности: в частности, обеззараживать предметы, ограничивать контакты. «Не сильно ли я усердствую? Может быть. Но у нас была национальная трагедия эпического масштаба, такое быстро не забывается», — говорит жительница Милана Энрика Грациоли. «Есть частица страха, и потому мы действуем как положено», — отметил 30-летний менеджер из Рима Джованни Ферранте. Он носит маску N95, которая обеспечивает лучшую защиту, чем обычная хирургическая маска, а во время поездки летом к родным изолировался на две недели — чтобы случайно никого не заразить, хотя никаких симптомов не испытывал.
«Люди были очень напуганы в марте и апреле, и это возымело эффект на краткосрочном поведении, но пока неясно, сколько он продлится. Мы средиземноморская страна и зачастую мы действуем, основываясь на эмоциях, чаще, чем в других странах», — заявила профессор психологии Католического университета Милана Гвендалина Граффинья.
Дело не только в людях
Эффективными оказались и действия государства по борьбе с инфекцией, считает WSJ. Она указывает, что левое» правительство и «правая» оппозиция в борьбе с вирусом действовали сообща. В Риме протесты против ограничений собирали меньше людей, чем в Лондоне или Берлине.
Кроме того, Италия смогла организовать относительно эффективное тестирование и отслеживание контактов зараженных. Больше двух третей итальянцев, которые сдали положительные тесты на коронавирус в последние недели, были выявлены не по симптомам, а через контакты и проверочные тесты, приводит WSJ данные Национального института здравоохранения Италии.
Процент положительных тестов — показатель эффективности проверок — в Италии составляет 2,1%. Это выше, чем было в июне, но меньше, чем в среднем по Европе. Низкий уровень означает, что тестирование широко распространено и не ограничено людьми с симптомами, поясняет WSJ. Всемирная организация здравоохранения рекомендует уровень 5% или меньше для снятия ограничений. В Испании, для сравнения, эта доля 11,9%: многие зараженные могут оставаться не выявленными, указало издание.
Власти опасаются, что новый рост заражений может спровоцировать возобновление занятий в школах с 14 сентября. В школах тоже приняли меры предосторожности: обязали носить маски, когда дети не сидят за партами, ограничили контакты между классами. Италия была первой на Западе, кто закрыл школы, и оказалась одной из последних, кто их открыл, отметила WSJ.
За первую неделю работы несколько классов все-таки отправили на карантин. Но дома есть другая проблема: в Италии распространены семьи из трех поколений, живущих вместе. Нередко бабушки и дедушки присматривают за внуками, пока родители на работе. Но сейчас эксперты советуют держать детей подальше от стариков. Большие семейные ужины — важная часть жизни итальянцев — становятся особо опасными, заявила WSJ вирусолог университета Флориды Илария Капуа. «Семьям нужно иначе организоваться: бабушки и дедушки все еще уязвимы. Разделение поколений — вот решение», — считает Капуа.
Молодые люди куда менее внимательны к правилам и стремятся к социализации. Из-за этого летом стало расти число зараженных в возрасте 20-30 лет. «Днем правила соблюдаются, но ночью молодежь внезапно забывает, что произошло в марте и апреле. А нам нужно помнить, чтобы никогда не пережить этот кошмар снова», — заявил WSJ сотрудник Политехнического университета Милана Мирко Марин.
Автор Ринат Таиров
Источник forbes.ru