Стоимость авиабилетов сильно упала из-за пандемии. Но это, скорее всего, ненадолго. В новом туристическом сезоне перелеты могут оказаться дороже, чем были до коронавируса. «Профиль» узнал у экспертов, что происходит с ценами на билеты и какие направления подорожают в первую очередь.
Как падали цены
Коронакризис, закрытые границы и ограничения на перелеты поставили на грань выживания многие авиакомпании и заставили их бороться за каждого пассажира. «В последние месяцы перевозчики всячески снижали стоимость билетов на поездки за рубеж и внутри страны, а также привлекали клиентов различными акциями. Цены существенно снизились с момента прихода COVID-19», – говорит основатель «Купибилет» Сергей Пирожников. По его словам, средний чек на платформе за это время упал с 12 тыс. до 5 тыс. рублей.
Пока средние чеки по большинству популярных направлений на первую половину года ниже, чем в прошлом январе, подтверждают в аналитическом центре сервиса «Туту.ру». К примеру, билеты из Москвы в Санкт-Петербург подешевели на 38% и стоят около 2,5 тыс. рублей в одну сторону. Полеты в Махачкалу, Екатеринбург, Новосибирск, Анапу упали в цене на 24–26% по сравнению с прошлым годом. Улететь в эти города можно примерно за 4–5,5 тыс. рублей.
В среднем билеты на самолеты по России сейчас на 15% дешевле, чем в начале 2020-го, говорит гендиректор ООО «Новые туристические технологии» (сервис «Туту.ру») Александр Гладилин. «Это, с одной стороны, хорошо, потому что люди даже в такой сложный период могут продолжать путешествовать. С другой – авиакомпании делают это не от хорошей жизни, а чтобы заполнить борта, и это не очень укрепляет их финансовое положение», – отмечает эксперт.
По данным сервиса «АТОЛ Онлайн», который используют в том числе авиакомпании при продаже билетов, в январе 2020 года они выручили около 1,1 млрд рублей. Но к апрелю показатель снизился до абсолютного минимума – 146 млн рублей, рассказывает директор сервиса Алексей Краснопольский. После всплеска в июле и августе объемы выручки снова пошли на спад и в ноябре-декабре составляли всего 615–764 млн рублей.
Почему билеты будут дорожать
В новом году положение игроков и ситуация на рынке авиабилетов останутся сложными, предполагают эксперты. «Авиакомпаниям нужно компенсировать простой. Тем более, есть костяк туристов, которые перенесли свою поездку ровно на год. То есть места за ними уже закреплены, но они ничего (в этом году. – «Профиль») не заплатили. Придется компенсировать новыми туристами», – считает владелец турагентства в Санкт-Петербурге по франшизе Onlinetours Артем Буряк.
Однако цена билетов на рынке определяется не финансовым положением компаний и даже не себестоимостью перелетов, а в первую очередь соотношением спроса и предложения. В прошлом году спрос был предельно низким, и это не позволяло перевозчикам покрыть свои убытки.
Но как только страны запустят массовую вакцинацию, авиасообщение и интерес к перелетам начнут восстанавливаться, ожидает Сергей Пирожников из «Купибилет». «При открытии границ спрос на полеты за рубеж стремительно вырастет. Авиаперевозчики в данной ситуации будут искать возможности возвращения упущенной выгоды и тестировать повышение стоимости билетов по отдельным направлениям», – прогнозирует он.
По словам Пирожникова, весной–летом возможно возвращение цен к докоронавирусным значениям. А если спрос на билеты останется высоким, то «некоторое время цены будут выше тех, которые были до наступления пандемии».
Когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется, билеты по России должны снова подорожать, согласен Гладилин из «Туту.ру». Раньше рост цен в среднем составлял 6–7% в год. Уже сейчас на некоторых направлениях – например, из Москвы в Симферополь и из Петербурга в Сочи, – аналитики сервиса фиксируют увеличение среднего чека на 5–6%.
Что подорожает в первую очередь
Повышения цен в 2021 году можно ожидать прежде всего на внутренних рейсах, говорит директор «АТОЛ Онлайн» Алексей Краснопольский. «Существенная часть пассажиров летает по личным или служебным делам, а не на отдых, и отказаться от перелетов не сможет», – объясняет он. По мнению эксперта, стоимость перелетов во многом будет зависеть от темпов снятия ограничений: чем больше стран откроют для туристов к весне 2021 года, тем слабее будет рост цен на билеты по России.
В Onlinetours уверены, что подорожают в первую очередь популярные пляжные направления – Сочи, Крым, Анапа. За ними последуют Турция и ОАЭ, а также Кипр и Греция – страны, где меньше всего сложностей со въездом.
В пляжный сезон авиабилеты на курорты, доступные для отдыха, могут продаваться по завышенным тарифам, предупреждает CEO платформы онлайн-бронирования Raketa Анатолий Курюмов. По его словам, такое уже было на некоторых маршрутах в прошлом году. Например, цена билета эконом-класса на Мальдивы доходила до 250 тыс. рублей. «Понятно, что в обычных, допандемийных условиях он столько не мог стоить. И в ближайшее время мы увидим аналогичную тенденцию», – уверен эксперт.
Пока сложно прогнозировать динамику цен по отдельным направлениям, добавляет основатель «Купибилет» Сергей Пирожников: «Все будет зависеть от маркетинговой политики авиакомпаний. Какие-то направления подорожают, какие-то подешевеют. Перевозчики будут прощупывать почву и смотреть, как отреагирует спрос».
Автор Юлия Макарова
Источник profile.ru