Это позволяет говорить о восстановлении рынка коллективных инвестиций.
Привлечение средств в розничные паевые фонды по итогам первого полугодия 2021 года значительно превзошло показатель ковидного 2020-го и перекрыло результат спокойного 2019 года. Это позволяет говорить о восстановлении рынка коллективных инвестиций, существенно просевшего в прошлом году. На начало июля чистые активы розничных фондов достигли 108,2 млрд тенге против 50,3 млрд по итогам 2020 года и 43,8 млрд по итогам 2019-го.
Заместитель директора департамента казначейства АО «Фридом Финанс» Роман Попов связывает высокий приток денег в ПИФы с общим интересом розничных инвесторов к рынку ценных бумаг. «Повышение доверия к инвестиционным продуктам вызвало естественный приток денежных средств и рост объемов торгов. Вовлеченность населения в инструменты фондового рынка отчасти связана с организацией брокерскими компаниями мероприятий для повышения финансовой грамотности. Изучая фондовый рынок, розничный инвестор видит его явное преимущество перед привычными финансовыми продуктами», – отмечает эксперт. Другим фактором, повлиявшим на интерес розницы к ПИФам, он называет увеличение ликвидности паев, когда управляющие компании (УК) заключают сделки покупки и продажи пая с клиентами на фондовой бирже. Изначально все сделки с ПИФами проводились исключительно вне биржи. Клиент покупал паи напрямую у управляющей компании, что создавало определенную сложность для потенциальных инвесторов. Сегодня любой желающий может купить или продать паи в любое удобное для него время на биржах KASE и AIX, а управляющая компания будет поддерживать в течение дня котировки на покупку и продажу пая.
Активность по сделкам с паями подтверждается статистикой KASE. С начала года объем торгов в секторе «Ценные бумаги инвестиционных фондов» составил 24,3 млрд тенге, что выше результата аналогичного периода 2020 года в 20 раз, или на 23,1 млрд тенге. В списке биржи находятся бумаги 16 паевых фондов под управлением шести УК и шесть ETF. Деньги розничных инвесторов формируют половину объема биржевых торгов паями.
Начальник отдела по управлению собственными активами АО «BCC Invest» Руслан Зерилов в качестве основной причины увеличения поступления средств в интервальные фонды называет более высокую привлекательность ПИФов по сравнению с банковскими депозитами, «ставки по которым на фоне высоких инфляционных ожиданий выглядят менее предпочтительными, чем доходность по ПИФам». Кроме того, по словам Зерилова, розничные инвесторы стали лучше оценивать преимущество инвестирования в ПИФы по сравнению с личным инвестированием. Передача полномочий профессиональному управляющему не требует специальных навыков и времени, но в то же время дает возможность оставаться на фондовом рынке. И, конечно, сильно повлияло на восприятие инвесторами паевых фондов улучшение инфраструктуры. Разработка и внедрение большинством инвестиционных компаний собственных приложений сделало продукты коллективных инвестиций удобнее и доступнее. А изменения в законодательстве позволяют открывать брокерский счет удаленно.
Думается, непоследний вклад в инвестиционные приоритеты населения внес прошлогодний кризис. УК провели 2020 год с минимальными потерями. Ни одна из них не ушла с рынка по причине невыполнения обязательств. Для молодых управляющих год стал возможностью проверить собственные силы в «боевой» обстановке и доказать пайщикам, что ПИФам можно доверять.
Щедрое время
Как и в прошлом году, наибольшие объемы денег привлекли фонды, формирующие активы в валютном эквиваленте. Такой подход позволяет рассчитывать доходность в долларах и выгодно сравнивать ее с доходностью валютных депозитов, привлекая внимание инвесторов, ориентированных на снижение девальвационных рисков.
На руку управляющим фондам сыграла и неторопливая денежно-кредитная политика Нацбанка. С начала этого года регулятор жестко удерживал базовую ставку в районе 9% на фоне постепенного подъема годовой инфляции. С января по июнь она выросла с 7,4 до 7,9%. Реальная доходность депозитов снижалась и стимулировала население к поиску более доходных вложений
Что касается непосредственно стратегий, то рыночная ситуация располагала к широкой диверсификации инструментов. МВФ в апреле улучшил свой январский прогноз по росту мирового ВВП с 5,5 до 6% по итогам 2021 года. Акции сырьевых компаний показывали умеренную растущую динамику с оглядкой на подросшую нефть и сырьевые товары. Главная же интрига полугодия – ожидать ли коррекцию по акциям компаний высокотехнологичных отраслей – повисла в воздухе. Инвесторы продолжали активно раскупать бумаги данных компаний, рассуждая, что спрос на их продукцию будет только расти. Как горячие пирожки расходились акции медицинских и фармацевтических компаний, производителей медицинского оборудования, прекрасно показавших себя в 2020 году. Высокий процент вакцинации и открывающиеся границы указывали инвесторам на ранее просевшие акции перевозчиков, туркомпаний и сетевых отельеров. Несмотря на внезапные скачки заболеваемости, инвесторы в целом ожидали «выздоровления» мировой экономики.
Настоящим открытием рынка стали еврооблигации. Дело в том, что в начале 2021 года рынок еврооблигаций практически похоронили. Доходности были крайне низкими, поэтому инвесторы ожидали их роста в связи с раскручиванием мировой инфляции. Доходность облигации противоположна ее цене. Рост доходностей снижал бы в будущем стоимость бондов, обесценивая инвестиции. К удивлению инвесторов, период мая – июня стал одним из лучших на рынке еврооблигаций за последние несколько лет. Доходности американских госбумаг не выросли, как ожидалось, а упали. Из-за чего кредитные спреды по всем классам долларовых облигаций сузились до многолетних минимумов.
Поясним, что термин «кредитный спред» обозначает разницу в доходности инструментов с разным уровнем риска. Как правило, корпоративные облигации сравнивают с безрисковыми госбумагами. Величина кредитного спреда показывает размер вознаграждения, которое получает инвестор, выбирая другой инструмент вместо безопасной ГЦБ. Фонды, не распродавшие на прошлогодних страхах длинные долларовые облигации, получили под занавес первого полугодия двухзначную долларовую доходность.
УК проявляли интерес и к казахстанскому долгу. ИПИФ Fixed Income – один из немногих, увеличивших с начала года инвестиции в суверенные облигации РК и в облигации казахстанских эмитентов. По словам Попова, причиной стало повышение суверенного кредитного рейтинга Казахстана агентством Moody`s с уровня Baa3 до Baa2. Агентство указало, что суверенный баланс и кредитный профиль Казахстана демонстрируют устойчивость к внешним факторам. Как объясняет Попов, инвестиции в суверенный долг привлекательны по нескольким причинам. Прежде всего, это сочетание надежности и доходности. Кроме того, появляется возможность использовать инструмент для привлечения денежных средств с целью покупки новых высоконадежных инструментов. К тому же рынок госбумаг становится более ликвидным. Доля нерезидентов на первичном рынке размещения суверенного долга последние три года растет. Если в 2020 году нерезиденты приобрели ГЦБ на 37,9 млрд тенге, то за первое полугодие 2021 года – уже на 32,3 млрд.
Спрос на облигации казахстанских эмитентов, по мнению Попова, продиктован тем, что многие из них выглядят недооцененными по сравнению с компаниями-аналогами на международном рынке. При этом квазигосударственные и частные компании предлагают инвесторам высокую доходность по сравнению с ГЦБ. Попов отмечает, что за первое полугодие доходность ИПИФ Fixed Income составила 3,38% в валюте, а доходность второго фонда УК – ИПИФ GoodWill – 4,57% в тенге.
Внимание к локальным корпоративным облигациям привело к их небольшому дефициту. УК BCC Invest к началу июля увеличила по ИПИФ «Валютный» долю инвестиций в облигации иностранных эмитентов, сократив инвестиции в облигации казахстанских частных компаний. По словам Зерилова, снижение произошло как в связи с органическим ростом самого фонда (в мае этого года он пробил по активам отметку в $100 млн), так и с отсутствием новых корпоративных облигаций с требуемой доходностью. Общая доходность ИПИФ «Валютный», включая дивиденды, с начала года по 30 июня составила 6,13% годовых, без учета дивидендов – 1,02%. Однако фонд ежеквартально выплачивает пайщикам вознаграждение в размере 1,25%, или 5% за год. Общая доходность ИПИФ «Разумный баланс» в этот же период составила 28,34% годовых, без учета дивидендов – 17,5%.
Робот защитит
Между тем в Казахстане уже год работают инвестиционные фонды алгоритмической торговли. В конце мая 2020-го на биржевой площадке МФЦА управляющая компания Sky Bridge Invest зарегистрировала первый фонд алгоритмической торговли SBI Adamant Fund. В отличие от классических фондов в данном случае принятием инвестиционных решений (согласно утвержденной инвестиционной декларации) занимается алгоритмический код. «Умный» код оперативно реагирует на изменение торговых рыночных трендов и автоматически пересматривает состав портфеля, исходя из заданных параметров риска, без участия человека. На развитых рынках уже давно применяются торговые алгоритмы, так называемые роботы – специальные программы, которые покупают и продают ценные бумаги в рамках заданных стандартов.
«Алгоритм контроля риска при портфельном инвестировании был апробирован на собственном портфеле SBI. По результатам бэк-тестирования и собственных инвестиций было решено предложить его клиентам», – рассказывает председатель правления АО «Sky Bridge Invest» Шолпан Айнабаева. Решение создать ПИФ на основе алгоритмической торговли она объясняет неудобным для инвестора налоговым законодательством: «Несовершенство подходов к исчислению налогооблагаемого дохода, когда убытки по отдельным позициям несправедливо не уменьшают доходы по результативным позициям, привело к решению, что масштабировать нашу алгоритмическую стратегию нужно через создание инвестиционного фонда. Логично встал вопрос о юрисдикции такого фонда. К сожалению, казахстанские банки, которые осуществляют кастодиальное хранение активов фонда, не работают с алгоритмами. Решения по ребалансировке (пересмотру) портфеля у нас принимаются алгоритмом и не могут оформляться в привычном для банков формате решения инвестиционного комитета. Поэтому была выбрана юрисдикция МФЦА, позволяющая осуществлять хранение в иностранных учетных организациях – в нашем случае это международный брокер Interactive Brokers».
Алгоритм фонда BI Adamant Fund таргетирует портфель по основным компонентам, которыми являются индекс S&P500, золото и государственные облигации США. Алгоритмический код рассчитывает структуру портфеля с учетом рыночных трендов, увеличивая долю индекса S&P500 в периоды рыночного роста, долю казначейских облигаций и наличных денег – в периоды спада, а долю золота – в периоды неопределенности. Пересмотр (ребалансировка) портфеля производится автоматически, без вмешательства трейдера, минимизируя при этом риск принятия «эмоциональных» решений и временных задержек.
Преимуществом использования алгоритма является сокращение убытков по портфелю в периоды нестабильности на финансовых рынках, что позволяет значительно повышать показатели инвестиционной доходности на единицу риска. Алгоритмы «помнят» последние мировые финансовые кризисы и анализируют текущие события, сравнивая их с предпосылками возникновения кризисов. При этом сами алгоритмы также проходят стресс-тестирование, когда их пропускают через исторические кризисные периоды.
«Если рынок резко падает, как это было в феврале 2020-го, алгоритм принимает решение о выходе в кеш или золото. В период с февраля по апрель 2020 года, когда фонды SPY (повторяющий движение индекса S&P) и VBINX (фонд акций и облигаций крупнейших компаний США) упали более чем на 30%, наша стратегия показала рост. Эта способность прирастать в периоды роста и противостоять убыткам в периоды спада и неопределенности делает нашу стратегию ценной», – поясняет Айнабаева.
Доходность алгоритмической стратегии с ноября 2017 года, когда началось ее тестирование на инвестиционном портфеле, по август 2021-го составила 64,5%. По итогам первого полугодия текущего года кумулятивная доходность сложилась в размере 62,96%, среднегодовая – в 14,41% в валютном эквиваленте.
При этом важно отметить, что паевые фонды, «прописанные» в МФЦА, имеют налоговые льготы. Прирост стоимости пая не облагается налогом в отличие от фондов, зарегистрированных в юрисдикции казахстанского законодательства.
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz