Акимат города Алматы разработал программу по модернизации инфраструктуры Алматы, которая расчитана до 2025 года, кроме того в ней прописаны перспективные направления развития мегаполиса до 2030 года.

алматы - Сток картинки - iStock

Своим мнением о перспективах развития Алматы поделились эксперты , сообщает  caravan.kz.

Алматы сегодня является классическим мегаполисом с историческим центром и расходящимися от него районами. С развитием города и увеличением населения это городской тип становится неудобным для горожан. Это и постоянные пробки – сначала по направлению к центру, а к концу дня из центра в спальные районы, и нехватка парковочных мест для работающих в центре и приезжающих туда за покупками, для лечения или обучения. Поэтому акиматом Алматы был разработан план, а точнее целая программа по модернизации инфраструктуры города, рассчитанная до 2025 года с прописанными перспективными направлениями до 2030 года. По всем проблемным направлениям городской жизни были привлечены специалисты-эксперты.

На сегодняшний день основные нерешенные проблемы южной столицы –это нехватка школ и детских садов, перегруженность транспортом, нехватка дорожных развязок, недостаточное озеленение, нехватка парков и скверов, недостаточное количество мусороперерабатывающих заводов и парковок. К тому же сконцентрированные в центре медицинские учреждения также повышают транспортную нагрузку на центральную часть города. Ведь именно в центре выше загазованность от выхлопных газов автотранспорта. Так вот Программа модернизации учитывает буквально все нерешенные проблемы Алматы. Программа предусматривает модернизацию имеющегося пространства в рамках концепции полицентричности. Дословно читаем:

"В основу выбранного подхода заложены результаты уникального для Алматы анализа на основе математического моделирования, проведенного ТОО НИИ «Алматыгенплан». Были собраны актуальные данные о типах существующих улиц и их потенциале, сопоставлена экономическая и социальная активность жителей с пространственными характеристиками территорий их проживания, а также проведен сравнительный анализ различных сценариев развития города.

Действующий Генеральный план г. Алматы для связи существующего исторического центра с окружающими его районами и периферией предполагает прокладку протяженных магистральных артерий. Это означает сохранение ситуации с превалированием ядра города над остальными районами с вытекающими последствиями в виде маятниковой миграции и плотного трафика.

Кроме того, согласно результатам анализа, лишь историческое ядро, в отличие от остальных районов, с сеткой улиц 140-250 м, обладает всеми характеристиками общегородского центра.

С учетом привлекательности ядра города для всех жителей Алматы, именно его модель комфортной квартальной структуры с высокой плотностью улиц решено взять за основу развития полицентров.

Всего таких полицентров предусматривается пять: «Север», «Запад», «Юго-запад», «Восточные ворота» и «Исторический центр». В них будет размещена большая часть прироста населения мегаполиса.

Включение пяти полицентров в новый Генеральный план г. Алматы до 2040 года, который планируется утвердить в декабре 2022 года, станет первым шагом реализации направления «Комфортная городская среда».

Далее (до середины 2023 года) будут разработаны мастер-планы пяти новых полицентров.

В этих документах будет дано конкретное наполнение перспективного видения пяти новых центров как сети связанных между собой территорий, каждая из которых представляет собой самодостаточный, компактный район со всей необходимой (I) жилищной, (II) социальной, (III) инженерной и транспортной инфраструктурой.

В связи с этим, развитие территории города планируется осуществлять по двум основным параллельным и взаимодополняющим направлениям:

  • Восстановление, реновация и модернизация существующей застройки территории города Алматы;
  • Развитие полицентров с освоением, как свободных территорий, так и территорий существующей застройки через реконструктивные мероприятия.

В плане предусмотрено строительство нового жилья. Ведь "Увеличение объемов жилищного строительства является одной из важнейших задач, требующих постоянного решения в растущих городах.

На сегодня количество нуждающихся в жилье горожан составляет более 33 тыс. чел. Ежегодно население Алматы прирастает в среднем на 55 тыс. человек, чья потребность в жилье составляет порядка 1 650 тыс. м2.

С учетом растущего спроса, в 2022 году запланировано ввести 1 506,3 тыс. м2 жилья, с ежегодным увеличением объемов на 10% в последующие годы.

В первую очередь планируется возведение новых комплексов с необходимой инфраструктурой в шаговой доступности в полицентрах, как на свободных территориях, так и за счет уплотнения малоэтажной существующей застройки.

При этом, отсутствие свободных от застройки земель создает вызовы для дальнейшего наращивания объемов жилищного строительства. По этой причине будет уделено внимание ревитализации участков существующей застройки, в том числе путем сноса ветхого жилья, не подлежащего реставрации или восстановлению.

Согласно осуществлённой по заказу города паспортизации 2017-2018 гг., АО КазНИИССА произведено обследование 10 156 объектов жилищно-гражданского назначения и объектов коммунальной собственности, включая 8 176 многоквартирных жилых зданий.

В городе 1427 двухэтажных домов с истекшим сроком эксплуатации, построенных в 1930-1975 годах. В этих домах проживает более 60 тыс. горожан.

На первом этапе до 2030 года планируется снос 708 ветхих домов (или 6 637 квартир) и строительство 683 многофункциональных жилых дома (или 34 605 квартир).

Предполагается два механизма реализации: за счет частных инвестиций и бюджетного финансирования.

Согласно Плану "В новых районах будет создана безопасная добрососедская среда с необходимой инфраструктурой и набором всех востребованных функций и услуг. Будет обеспечена шаговая доступность социальных и образовательных объектов.

При планировании среды будет учтен принцип инклюзивности. В 2023 году будет утверждена городская программа доступности объектов для людей с особыми потребностями до 2030 года . В рамках полицентров это означает, что уже существующие объекты будут адаптироваться под нужды таких граждан, а новые – проектироваться изначально как доступные.

Доступность медицинских услуг будет обеспечена за счет разукрупнения сети первичной медико-санитарной помощи, а также размещения объектов ПМСП в новых строящихся жилых домах и комплексах. Благодаря этому, услуги первичной помощи будут доступны для более 120 тыс. жителей новых районов. Кроме того, до конца 2025 года будут введены за счет средств местного бюджета не менее 17 семейно-врачебных амбулаторий и полноценных поликлиник в Наурызбайском, Алатауском, Медеуском и Турксибском районах, с охватом 170-190 тыс. населения.

Поскольку одним из критериев оценки места для покупки жилья является наличие поблизости школы или детского сада, обеспеченности этими объектами также уделяется внимание на этапе планирования полицентров. При квартальной застройке на свободных территориях, в рамках меморандумов с застройщиками до конца 2025 года предусмотрено строительство детских садов на 10 тыс. мест, и до 2030 года еще на 5 тыс. мест. Дополнительно за счет бюджетных средств до конца 2025 года будут построены детсады на 10 тыс. мест.

В отношении школ применяется схожий подход. Из планируемой до конца 2025 года 71 новой школы за счет бюджетных средств будет возведено 23 школы и пристройки, остальные – за счет частных средств, в том числе 16 школ и пристроек в рамках меморандумов с застройщиками.

Также до конца 2025 года в Алатауском, Бостандыкском, Наурызбайском и Турксибском районах будут созданы 4 современных центра по развитию дополнительного образования.

Для вовлечения и социализации молодежи в полицентрах будет создана сеть из 16 современных комьюнити-центров с программой наставничества, акселерации, трудоустройства, личностного и культурного развития. Эти центры будут открыты до конца 2025 года во всех полицентрах, в том числе путем редевелопмента существующих объектов.

Ввод упомянутых объектов обеспечит, в том числе, создание новых рабочих мест для жителей полицентров. На этапе разработки планов развития полицентров будет уделено внимание имеющимся дефицитам общественных и зеленых пространств.

По исследованиям для разработки Программы модернизации оказалось, что самая острая необеспеченность наблюдается в отношении паркового пространства, которого нет на порядка 70% городских территорий! Программа предусматривает решение и этой проблемы.

Вот, что думает о Плане развития Алматы урбанист Адиль Ажиев:

- План развития Алматы. Безусловно город будет застраиваться так-как он является самым привлекательным местом для жизни в республике. Высокая рождаемость, внутренняя и даже внешняя миграция увеличивает город на 50 тысяч жителей ежегодно, поэтому необходимо думать о расширении жилого фонда, замену старой усадебной застройки на более эффективную типологию жилья, МЖК с этажностью от 5 до 9 этажей в центре города.

Новые детские сады и школы просто необходимы для развивающегося города, с этой точки зрения самый обеспеченный район - Ауэзовский, старая микрорайонная застройка где в советское время предусмотрели пешеходную доступность объектов образования, медицины, бытового обслуживания и т.д. Хорошо, что в новых районах предусмотрен такой же подход.

Развитие нашего метрополитена продвигается очень медленными темпами, первую очередь строили целую вечность, вторую чуть быстрее, недавно открыли еще две станции. Но для такого большого мегаполиса это чрезвычайно мало, неэффективно и дорого. Гораздо эффективнее и дешевле строить скоростные наземные системы транспорта, такие как ЛРТ, более дешевый аналог БРТ- как временное решение вопроса. Горожане не должны тратить больше 30-40 минут на дорогу до мест приложения труда, в какой части города они бы не находились.

Безусловно строительство ЛРТ даст импульс развитию новых районов города, ведь хорошая быстрая и безопасная связь с центром - это основа взаимодействия районов в плане экономической и социальной связи. Проект будет иметь мультипликативный эффект, увеличивая ценность земли, развивая бизнес. В случае, если горожане не будут тратить много личного время на поездки из дома на работу и обратно, у них будет появляться время на личные дела, творчество и саморазвитие, на полноценный отдых. Плоды этого строительства можно будет ощутить совсем скоро после завершения. Наглядный пример - это линия метрополитена, вокруг станций образуются транспортно-пересадочные узлы, в которых активно развивается коммерция и предприятия.

В окраинных районах, территориях, присоединенных за последние 10-15 лет существует значительный дефицит образовательных учреждений. Для исправления этой ситуации и возводятся новые школы и детские сады во всех окраинных микрорайонах. Очевидно, что с завершением их строительства ситуация изменится и потребности горожан будут полностью удовлетворены.

Источник caravan.kz