Члены комиссии по экспертизе проекта генплана Алматы, группа «STOP застройке» и общественное объединение «Алматинский Союз Архитекторов» сделали альтернативную экспертизу генплана мегаполиса и направили его в госорганы, сообщает exclusive.kz.
Фото: depositphotos.com
Изначально «круглый стол» задумывался для прямого диалога с заказчиками и разработчиками проекта Генплана, но ни руководство НИИ «Алматыгенплан», ни управление городского планирования и урбанистики Алматы на встречу не пришли. Впрочем, для организаторов это не стало сюрпризом. Более семи месяцев экспертная группа требует, чтобы игнорирующие их организации предоставили материалы доработанного с учетом рекомендаций консультантов градостроительного проекта «Корректировка генерального плана города Алматы». Однако, внятного ответа они так и не дождались.
– На наши многочисленные официальные обращения мы получали лишь формальные и непрямые пояснения, – пояснил юрист группы «STOP застройке» Мурат Касенов.
– А ведь вопросы, которые мы задавали, являются чрезвычайно важными для города. На неоднократные законные требования официальных членов комиссии предоставить им откорректированный генплан Алматы, городское управление городского планирования и урбанистики ответило, что это… не входит в компетенцию данной организации. Аналогичный ответ нам дал и «Алматыгенплан».
В то же время члены группы выяснили, что 28 апреля 2023 года было подготовлено нелегитимное, по их мнению, комплексное сводно-экспертное заключение по проекту корректировки генплана Алматы. Дело в том, что там нет правомочных подписей 9 членов экспертной комиссии.
– Была попытка акимата и подведомственных структур провести большую аферу с генеральным планом, которая была направлена на уплотняющую застройку Алматы, – отметил Касенов. – Этот факт подтверждает и то, что на официальном сайте правительства до сих пор нет постановления правительства о генплане мегаполиса. В то же время, есть постановление по городам Кунаев, Астана, Шымкент.
По словам инженера-конструктора группы «STOP застройке» Василия Мартынова, есть ряд серьезных нарушений в области градостроительства Алматы. В первую очередь, это отсутствие какого-либо закона, который бы регулировал строительство в водоохранных полосах и зонах. Непонятно, на каких основаниях там возводятся жилищные и комплексы.
– Мы обнаружили нарушения по трем объектам – Большая Алматинка, Малая Алматинка и река Есентай, – отметил Мартынов. – Проведенные с аккредитованной компанией замеры выявили нарушение 25-метровой зоны для строительства жилищных комплексов, гостиниц и других объектов. Было обнаружено много строений, построенных практически в 50 см от водоохранной зоны. Балхаш-Алакальская водная инспекция в ответ на наш запрос ответила, что в Алматы, помимо трех рек, имеется 26 небольших речушек и нарушений по застройкам в их водоохраной зоне порядка 14 тысяч. Всем им выданы предписания. Прокуратура Алматы и комитет по делам строительства ЖКХ министерства индустрии и строительства РК проводит по водоохранным полосам комплексную проверку управления городского планирования и урбанистики Алматы. Тем временем застройки препятствуют потокам чистого воздуха с горных мест в город, что для перенаселенного мегаполиса губительно. Более того, хотя это категорически запрещено по ряду законодательных документов, более 100 жилищных комплексов в Алматы построены на месте тектонических разломов.
Тем временем, члены комиссии по экспертизе проекта сами в ускоренном режиме сделали свое локальное консолидированное заключение и направили его в госорганы.
– Основная проблема в материалах генерального плана – вопрос усиления плотности застройки, отметил председатель правления Алматинского союза архитекторов Сергей Мартемьянов. – В своем заключении мы четко указали, что надо прекратить строительство в городе и начать строительство в пригородах. Но, как показывает практика, акимат города и уполномоченные органы действовали и продолжают действовать в угоду застройщиков.
В основе генплана развития Алматы – максимальное наращивание объемов жилищного строительство. Члены комиссии по экспертизе проекта уверены, что, кроме разработчиков и заказчиков генплана, никто не поддерживает эту идею. Научные исследования говорят о том, что природно-климатические условия Алматы оптимальны для максимум миллиона человек. Сегодня в городе официально уже проживает 2 млн. 200 тысяч жителей, а к 2050 году прогнозируется рост до 5 млн. Казалось бы, задача генерального плана развития города заключается в том, чтобы найти способ ограничить этот неуправляемый рост города, но на деле этого не происходит.
– Также мы поставили вопрос по такой больной теме, как снос микрорайонов. В прошлом генплане они полностью шли под снос. В нынешнем документе решили сносить здания только вдоль магистрали, но тогда плотность населения в проживающих в новостройках домах будет увеличена пятикратно.
Мартемьянов считает, что выделять средства на массовый снос панельного жилья и предоставлять частным застройщикам площадки для гигантских человейников, как минимум, не своевременно. В городе есть другие важные задачи, которые касаются транспорта, предгорных территорий, экологии, выноса предприятий за пределы города.
Архитектор также обратил внимание на государственный историко-культурный заповедник в самом центре города, где существуют строжайшие ограничения на любую хозяйственную и строительную деятельность. На самом же деле, его зона заповедника постепенно уменьшалась и сегодня сжалась до размеров парка 29 гвардейцев-панфиловцев. Изобретательности застройщиков можно только позавидовать. Например, под предлогом строительства фонтана внутри парка возвели трехэтажный ресторан, который назвали… фонтан.
– Еще одна важнейшая проблема – транспортн, – говорит Мартемьянов. – Городу важно переходить на электрическую тягу всего транспорта. Ясно, что это трудновыполнимая задача. Но если не разработать поэтапный переход к этому, город задохнется.
Делать ставку на электроавтобусы, по мнению архитектора, не стоит. Такой вид транспорта работает на батареях, которые потом сложно утилизировать. К тому же автобусы – на резиновом ходу, а значит, что вся атмосфера города будет пропитана микрочастицами резины, а это явно не пойдет на пользу здоровья горожан. Поэтому лучше переходить на гибриды – троллейбусы с аккумуляторами.
К сожалению, город потерял такое свое достояние и изюминку, как трамвай. И хотя эту ошибку прежнего акима Алматы признал президент, вернуть уничтоженный в чьих-то интересах экологически чистый и экономически выгодный вид транспорта теперь весьма сложно. Срок службы трамваев 40 лет и более. Кроме того, передвижной состав этого вида транспорта перевозит больший поток пассажиров, чем автобус. По сравнению с метро, трамвай – оптимальный транспорт для нашего мегаполиса. Однако, в генплане, к сожалению, речи о восстановлении трамвая в Алматы, речи нет.
Сегодня члены комиссии по экспертизе проекта добились того, что премьер-министр РК дал поручение изучить проблемные вопросы Генплана и внести в аппарат правительства согласованные предложения по его корректировке.
Автор Анна Ямпольская
Источник exclusive.kz