Ситуация напоминает фильм, который мы уже видели. Новый штамм вируса убивает людей в беднейших странах мира. И хотя вакцины от этого патогена уже существуют, недостаточность производства и барьеры регуляторов не позволяют доставить их тем, кто в этих вакцинах нуждается, сообщает forbes.kz.

оспа обезьян

Коллаж: © Depositphotos/kittyfly

Как показывает реакция на вспышку оспы обезьян в Центральной Африке, мы не усвоили уроки Covid-19, когда неравный доступ к вакцинам продлевал пандемию и усугублял её экономические последствия. Ещё тревожней видеть, насколько мы не готовы к новому глобальному кризису в здравоохранении.

Впрочем, есть два проблеска надежды. Первый связан с удачей. Коронавирус распространялся очень быстро, потому что передавался по воздуху, а оспа обезьян распространяется гораздо медленнее, во время физических контактов, и это ограничивает количество её жертв. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) зарегистрировала около 100 тысяч подтверждённых случаев заболевания оспой обезьян, начиная с января 2022 года, а Африканские центры по контролю и профилактике заболеваний сообщили о 724 умерших от оспы обезьян в 2024 году.

Во-вторых, нынешний кризис открывает новые возможности. Работая вместе над устранением барьеров, которые мешают бороться с оспой обезьян, правительства, международные организации и биофармацевтический сектор смогут лучше подготовиться к борьбе с будущими патогенами. Проще всего устранить барьеры, связанные с регулированием, которое затрудняет производство и сбыт вакцин в зарубежных странах.

Вакцины от оспы обезьян получили одобрение регуляторов в Евросоюзе, Японии, США и Канаде после вспышки этой болезни в 2022 году. Но в Демократической Республике Конго (ДРК), которая сильнее всего пострадала от начавшейся в прошлом году вспышки, регуляторы одобрили вакцины от оспы обезьян лишь в июне, что создало дополнительные препятствия на пути доз вакцин, переданных этой стране в дар.

Многие страны с низкими доходами полагаются на ВОЗ в вопросах оценки безопасности и эффективности вакцин. Кроме того, одобрение ВОЗ необходимо, чтобы Вакцинный альянс Gavi и ЮНИСЕФ начали масштабно заказывать и распределять вакцины. Хотя ВОЗ активно работает, правила этой организации не позволяли ей объявить оспу обезьян чрезвычайной ситуацией (и разрешить экстренное применение вакцин) вплоть до середины августа, когда распространение болезни уже превратилось в медицинскую проблему международного масштаба.

Заявление ВОЗ позволило ЮНИСЕФ объявить тендер на поставку почти 12 млн доз вакцин в этом и следующем году. Параллельно ВОЗ работала с производителями и регуляторами, собирая данные, необходимые для полной «преквалификации» вакцин от оспы обезьян (включает использование вакцин вне чрезвычайных ситуаций). Первое такое одобрение было выдано 13 сентября, и уже спустя несколько дней альянс Gavi заключил с производителем вакцины (датской компанией Bavarian Nordic) соглашение о закупке 500 тысяч доз, которые должны быть поставлены в этом году.

Чтобы избежать подобных задержек во время будущих чрезвычайных ситуаций страны мира должны лучше готовиться к получению вакцин. Правительства могли бы начать признавать лицензии, выданные регуляторами других стран, и они могли бы воспользоваться переговорами о предлагаемом ВОЗ «Пандемическом соглашении», чтобы обеспечить национальных и региональных регуляторов (а также ВОЗ) новыми инструментами, ускоряющими процесс одобрения.

Бесперебойность международной торговли крайне важна во время чрезвычайных медицинских ситуаций. Во время пандемии Covid-19 производственные цепочки, протянувшиеся через множество стран, помогли нарастить производство и сбыт остро необходимых средств индивидуальной защиты, диагностических тестов, а также миллиардов доз вакцин. К 2021 году обороты мировой торговли медицинской продукцией достигли $1,5 трлн, что на 29% больше, чем в 2019 году (согласно данным Всемирной торговой организации). Впрочем, возникали и перебои, поскольку некоторые правительства ограничивали экспорт и перекрывали доступ к вакцинам многим странам, зависящим от импорта.

Иллюстрацией другой проблемы стал тот факт, что Демократическая Республика Конго, вплоть до недавней передачи в дар президентом США Джо Байденом миллиона доз вакцины от оспы обезьян, получила всего лишь несколько сотен тысяч доз, хотя в стране живёт больше 100 млн человек. Здесь мы видим проблему, выходящую за рамки торговых барьеров: до сих пор наблюдается очень мало прорывов на пути диверсификации производства вакцин и создания дополнительных производственных мощностей.

До пандемии Covid-19 примерно 80% мирового экспорта вакцин приходилось лишь на десять стран, поэтому ограничений экспорта даже несколькими из них было достаточно для нарушения глобальных поставок. Децентрализация производства вакцин и средств диагностики с акцентом на развивающихся странах помогла бы защитить поставки от шоков. Впрочем, для этого потребуются действия правительств, международных организаций и частного сектора на множестве фронтов.

Один из фронтов – права интеллектуальной собственности. Во время пандемии члены ВТО с большим трудом достигли решения по вопросам прав интеллектуальной собственности на вакцины от Covid-19. Это решение содержит инструменты для диверсификации производственных мощностей. В случае с оспой обезьян и будущими угрозами здоровью фармацевтические компании обязаны действовать проактивно. Подготовившись к заключению добровольных соглашений с потенциальными партнерами, они смогут по мере необходимости быстро наращивать производство во всём мире. Учитывая, что «Объединение лекарственных патентов» (сокращённо MPP) имеет позитивный опыт содействия таким соглашениям, нам следует сосредоточиться на дальнейшем совершенствовании именно этого подхода.

Развивающиеся страны со своей стороны должны гарантировать, что их законодательная и нормативная база готова поддерживать местное или региональное производство – путём добровольного лицензирования держателями патентов, или же воспользовавшись гибкостью правил ВТО, которые касаются интеллектуальной собственности. ВТО, ВОЗ и Всемирная организация интеллектуальной собственности могут помочь правительствам в этом вопросе.

Впрочем, интеллектуальная собственность – это не единственная проблема. Правительства должны договориться о том, где размещать региональные производственные центры, чтобы обеспечить экономический масштаб. И здесь правительствам может помочь работа «Региональной коллаборации по производству вакцин», направленная на организацию и наращивание производства вакцин в регионах. Новым производственным объектам в Африке и других регионах понадобится устойчивый спрос, чтобы они могли продолжать свою деятельность. Объединённые закупки Африканского фонда приобретения вакцин (AVAT) во время пандемии Covid-19 представляют собой шаг в правильном направлении. В перспективе Пандемический фонд Всемирного банка мог бы помочь в финансировании долгосрочных закупочных обязательств, поскольку речь идёт об инвестициях в глобальное общественное благо.

Во время пандемии Covid-19 секретариат ВТО работал с производителями вакцин и правительствами стран-членов, выявляя и устраняя узкие места в торговой системе, которые мешали производству и распределению вакцин. Мы готовы выполнить свою роль в борьбе с оспой обезьян и любыми другими угрозами в будущем. Правительствам, гражданскому обществу и частному сектору следует начать работать вместе, прекратив сепаратное обсуждение этих вопросов.

Автор Нгози Оконджо-Ивеала

Источник forbes.kz