Еxpert.ru узнал у жителей штата, как начинались пожары и что происходит сейчас
Фото: Ethan Swope/AP/TACC
С начала января пожарами в Калифорнии — самом богатом штате США — охвачена территория в 16 га, из-за них погибли около 20 человек. Местные власти заявили о начале восстановительных работ, хотя возгорания пока ликвидированы не полностью. Происходящее уже назвали одним из самых масштабных пожаров в истории штата, а ущерб от него оценили в $250–275 млрд. Более 100 тыс. местных жителей были эвакуированы. В элитных районах сгорели и дома многих знаменитостей — актеров Бена Аффлека, Джейми Ли Кертиса, Адама Броди и Мэнди Мур. Опрошенные «Экспертом» свидетели рассказали о нынешней ситуации с пожарами, причинах возгораний и о настроениях среди населения. А источники в авиапроме сообщили о срыве несколько лет назад контракта на поставку российских пожарных самолетов, способных справляться с подобными катастрофами.
«Могла сгореть даже надпись Hollywood»
Пожары вокруг Лос-Анджелеса почти локализованы, но они еще не закончились, рассказала «Эксперту» проживающая в пригороде Глендейл преподавательница английского языка Мария. «В некоторых местах до сих пор остаются очаги, и пожарные продолжают их тушить, — пояснила она. — Конечно, ситуация стала гораздо лучше, чем неделю назад, но напряжение все равно чувствуется — многие люди так и не вернулись домой из эвакуации». Ранее сообщалось, что самые крупные пожары возникли в районах Пасифик-Палисейдс западнее Лос-Анджелеса и Алтадина к востоку от города. В них, в частности, сгорели жилые дома, относящиеся к числу самых дорогих в стране — на участке между Санта-Моникой и Малибу.
Начались возгорания довольно внезапно, и из-за жары и сильных ветров огонь распространился буквально за считанные часы, утверждает Мария. «Многие говорят, что СМИ иногда любят преувеличивать, но на этот раз всё действительно было серьезно, — говорит она. — Площадь пожаров огромная, пострадало много домов, а про ущерб для природы и животных вообще страшно думать. Даже воздух всё ещё пахнет гарью, дышать тяжело».
Проживающая в Пасадене фитнес-тренер Энн-Мэри сообщила «Эксперту», что пришлось эвакуироваться местным жителям, чьи дома располагаются в северных районах города. Их вывезли в специально организованные шелтеры (убежища) в других частях города. «Организованы и временные приюты для животных, в основном — кошек и собак, — рассказала она. — Многие потеряли питомцев или были вынуждены их оставить».
Семья самой Энн-Мэри в пожарах не пострадала, но она лично знает людей, которые потеряли дома в районе Гастингс Ранч. «Было страшно, дети очень пугались, — вспоминает местная жительница ситуацию в начале января. — Сначала мало что было понятно, везде были крики, пожарные работали, очень мало информации. Мы слышали даже, что сгореть могла надпись Hollywood (знаменитый памятный знак на голливудских холмах, один из символов штата)».
Фото: Jae C. Hong/AP/TACC
У населения штата «потрясающее чувство коммьюнити», говорит Мария: «Реально все подорвались, открылось огромное количество волонтерских программ, которые до сих пор работают. И еду пожарным отвозили, и одежду всем эвакуированным отдавали, и организовывали походы и какие-то развлечения, и деньги собирали. Я лично была на встрече, донаты с которой отправляли пострадавшим».
Фото: EPA
Причины катастрофического масштаба калифорнийских пожаров называют разные — от сильных ветров до поджогов и даже диверсии инопланетян. Но население не удивлено, рассказывает Мария: «Причины в жаре и засухе — ничего нового, к сожалению. Плюс, наверное, местные службы не были до конца готовы. Ну и ветер сделал своё дело — пламя раздувалось так быстро, что пожарные просто не успевали его останавливать». Местные говорят, что нужно лучше готовить города к таким ситуациям: убирать сухую растительность, модернизировать оборудование пожарных.
Полиция не исключает и версию с поджогом: несколько человек уже задержаны по этому делу, а количество улик достигло 150. «Полицейские ходят тут (по улицам Алтадины, сильно пострадавшего из-за пожаров города) до сих пор, ищут поджигателей, даже слышны были перестрелки. Как я понял, несколько человек задержали сразу после начала пожаров», — рассказал «Эксперту» недавно эмигрировавший в США разнорабочий из России Виктор. По его словам, в местном коммьюнити разразился скандал, связанный с низкой оплатой труда пожарных: им платили по $20–25 в час. «Это совершенно мизерные деньги, — поясняет Виктор. — Но удалось ли добиться более адекватной оплаты труда, я не знаю». Сейчас в городе продолжает висеть сильный смог, люди носят маски, и «просто так выйти на пробежку или на прогулку нереально».
Российские самолеты не долетели до США
Незаменимым инструментом для локализации очага пожара могли бы стать российские пожарные самолеты-амфибии Бе-200ЧС. Это единственный в мире реактивный самолет-амфибия, что дает выигрыш в скорости тушения, рассказали «Эксперту» в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в которую входит производитель Бе-200 таганрогский «ТАНТК им. Г.М. Бериева»).
«Самолет имеет большую производительность по количеству сбросов воды за один час. При расстоянии „аэродром — пожар“ в 100 км и „аэродром — водоем“ в 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды», — сообщили в компании. Заполнение баков Бе-200 осуществляется при глиссировании по водной поверхности. Баки заполняются 12 тоннами воды в течение 14 секунд на скорости 150–190 км/ч.
В США аналогов таких самолетов нет. Там для тушения пожаров используются переделанные DC-10 (их в эксплуатации осталось четыре единицы) и Boeing-747, однако они уступают Бе-200 по эффективности сброса воды и не могут забирать воду «на лету», им требуется посадка на аэродромы. Ранее на вооружении американских пожарных были самолеты- амфибии Martin Mars, но сейчас они списаны в музеи по старости.
В 2017–2019 годах Россия и США пытались заключить контракт на поставку пожарных Бе-200 для тушения пожаров. Договоренность о поставках 10 самолетов была подписана между их производителем и американской компанией Seaplane Global Air Services в 2018 году на выставке «Гидроавиасалон-2018». Поставка первого самолета была запланирована в первом квартале 2020 г., а десятого — во втором квартале 2024-го. Основная часть Бе-200 должна была быть поставлена с двигателями SaM-146, которыми комплектуется и самолет Superjet, рассказал источник в авиапроме. Но в 2019 г. американские партнеры решили закупать самолеты с украинскими двигателями Д-436ТП производства «Мотор Сич». Для эксплуатации амфибий в США самолет и двигатель должны были быть сертифицированы Федеральным авиационным агентством США (FAA). ТАНТК в 2020 г. предлагал сертифицировать двигатель в составе судна, но FAA настаивала на раздельной верификации. «Мотор Сич» отказался от проведения раздельной процедуры, и контракт в итоге так и не был исполнен.
По данным из открытых источников, Бе-200 сегодня эксплуатируются в трех странах — в России, Азербайджане и Алжире. Также этот самолет принимал участие в тушении лесных пожаров во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии, Израиле, Турции.
Авторы Евгения Кузнецова, Анастасия Львова
Источник expert.ru