Америку ждет военная диктатура и обрушение доллара.
Один из наиболее важных результатов президентства Трампа – разоблачения, описывающие сложность конкурирующих сил и отношений, участвующих в удержании и расширении глобальной власти империи США.
Общепринятое определение империи неспособно описать переплетения и конфликты между институциями, вовлеченными в проецирование разнообразных аспектов политической силы США. В этом очерке мы очертим современные разногласия внутри власти, интересы и устремления конкурирующих групп влияния.
Сотворение империи: противоборствующие силы
Понятие «империя» чрезвычайно обманчиво, поскольку предполагает наличие набора однородных, согласованных и взаимоувязанных институций, преследующих сходные интересы. «Империя» – упрощающее и обобщающее понятие, которое описывает широкое поле, где и происходит соперничество институций, личностей и центров силы. Некоторые из них состоят в союзнических отношениях, другие – в противоборствующих. Причем это противоборство нарастает.
И хотя термин «империя», возможно, предполагает, что все ее субъекты преследуют общие главные цели по доминированию над определенными в качестве мишеней странами, регионами, рынками, ресурсами и людьми, а также по их эксплуатации, динамика разворачивающихся процессов (выбор времени и точки применения) определяется противоборствующими силами.
В сложившейся инфраструктуре эти силы вышли на радикальный поворот. Одна группа стремится узурпировать власть и свергнуть другую. К настоящему моменту группировка, стремящаяся узурпировать власть, прибегает к использованию юридических, медийных и процессуально-законодательных механизмов, призванных изменить политику. Однако глубинной главной целью является устранение врага, засевшего во власти.
Кто правит империей?
В нынешние времена империями правят чиновники исполнительной власти. Они могут называться премьер-министрами, президентами, автократами, диктаторами, генералами или разными комбинациями оных. Имперские правители в основном насаждают стратегические и тактические установки в политической сфере средствами и методами законодательной и исполнительной ветвей власти. В случае кризиса чиновники исполнительной власти могут быть подвергнуты проверке со стороны законодателей или судей, что может привести к импичменту (государственному перевороту в мягкой форме). В нормальной же ситуации чиновники исполнительной власти проводят централизацию и концентрацию власти. Если даже они и советуются с законодательной и судебной властями, все равно будут стремиться уклоняться от контроля и обманывать их. И в этом процессе ни в одном пункте во времени или в пространстве избиратели не играют сколь-нибудь значимой роли.
Исполнительная власть реализуется через специализированные департаменты или секретариаты – казначейство, Министерство иностранных дел (государственный секретарь), департамент внутренних дел и различные службы безопасности. В большинстве случаев присутствует – то более, то менее – сильная конкуренция по поводу бюджетов, политики и доступа к главному чиновнику исполнительной ветви власти и к руководящим лицам, принимающим решения.
Во времена кризисов, когда правящее руководство исполнительной власти оказывается под угрозой, эта вертикальная иерархия рушится. Встает вопрос: кто управляет имперской политикой и кто ее диктует?
С восхождением на президентство Дональда Трампа имперское правление стало территорией, оспариваемой в открытой форме. Борьбу неотступно ведут претенденты, стремящиеся свергнуть демократически избранный режим. Притом что президент правит, вся государственная структура в целом сегодня разрываема противоборствующими центрами силы. В настоящий момент все стремящиеся дорваться до власти находятся в состоянии войны между собой – лишь бы насадить в Империи свое правление.
Самое главное состоит в том, что занимающий стратегическое место аппарат служб безопасности больше не находится под контролем президента. Он осуществляет свои операции в координации с мятежными центрами силы в конгрессе, в СМИ и во внегосударственных властных группировках среди олигархов (бизнес, торговцы, производители вооружений, сионисты и многочисленные лобби, работающие на различные группы интересов).
Ряд секторов государственного аппарата и бюрократии ведет расследования в отношении представителей исполнительной власти, свободно поставляя в СМИ утечки информации, наносящие значительный ущерб, искажая, фабрикуя и/или преувеличивая те или иные инциденты. Они публично держат курс, имеющий целью смену режима.
ФБР, Министерство внутренней безопасности, ЦРУ и другие властные структуры выступают в качестве критически важных союзников для участников государственного переворота, стремящихся подорвать контроль президента над Империей. Нет никакого сомнения в том, что разнообразные фракции в региональных подразделениях этих ведомств нервно смотрят на все, ожидая, потерпит ли президент поражение от оппонирующих ему властных группировок или проведет чистку.
Пентагон содержит в себе оба элемента властных группировок – как про-, так и антипрезидентскую. Некоторые генералы, находящиеся на действительной военной службе, состоят в союзнических отношениях с главными инициаторами движения за смену режима. В то же самое время другие генералы вступили в оппозицию этому движению. Обе соперничающие силы оказывают влияние на имперскую военную политику и осуществляют диктат конкретных ее направлений.
Наиболее явные и агрессивные адвокаты смены режима находятся в милитаристском крыле Демократической партии. Они давно внедрены в конгресс и наладили союзнические отношения с милитаристами внутри полицейского государства в Вашингтоне и за его пределами. Занимая выгодные позиции, заговорщики инициировали целую серию «расследований» с тем, чтобы произвести пропагандистский фураж для СМИ и подготовить массовое общественное мнение к благоприятному восприятию чрезвычайных мер по «смене режима».
Антипрезидентский комплекс, состоящий из Демократической партии, конгресса и СМИ, черпает свою информацию из подготовленных в спецслужбах «откровений», ценность которых с точки зрения национальной безопасности весьма сомнительна. В их число входят грязные и непристойные слухи, которые тем не менее весьма значимы для свержения нынешнего режима.
Имперская же власть президента расколота на отдельные островки влияния среди законодателей, в Пентагоне и аппарате безопасности. Возможности для безжалостной борьбы по поводу имперского могущества и поляризации всей политической системы в целом находятся в зависимости от кабинета.
Президент контратакует
У режима Трампа множество стратегических врагов и мало могущественных сторонников. Его советники под ударом: некоторых удалили, другие находятся под следствием и ждут повесток на слушания в маккартистском стиле, а третьи, хоть и лояльны, но некомпетентны и уступают противникам в классе. Лица, назначенные в состав кабинета, постарались следовать заявленной президентом повестке дня. Так было с отклонением гибельной обамовской программы реформы здравоохранения и со сворачиванием федеральных регуляторных систем. Но особого успеха на этом пути не достигнуто, несмотря на тот факт, что эта повестка дня обеспечивалась сильной поддержкой со стороны банкиров с Уолл-стрит и крупных фармацевтических корпораций.
Наполеоновские замашки президента систематически подрываются благодаря презрительному отношению к нему со стороны СМИ и отсутствию после выборов поддержки со стороны плебса.
Поскольку у президента отсутствует поддержка со стороны СМИ, ему приходится прибегать к услугам Интернета и личному обращению к общественности, что СМИ немедленно разносят в пух и прах.
Основных союзников президента следует искать в Республиканской партии, которая располагает большинством как в палате представителей, так и в сенате. Но эти законодатели не выступают единым блоком: республиканцы-ультрамилитаристы блокируются с демократами в их стремлении добиться вытеснения президента. С точки зрения стратегической перспективы все признаки указывают на ослабление президентской власти, даже если бульдожье упорство самого Трампа и позволяет ему сохранять за собой формальный контроль над внешней политикой. Но его высказывания по этим вопросам отфильтровываются враждебными ему СМИ, которым удалось закрепить за собой право и способность назначать союзников и противников, а также определять, какие из решений являются провальными.
Решающее столкновение – в сентябре
Власти предстоит серьезный экзамен. Его суть в том, что в ближайшем будущем придется решать вопросы о повышении потолка государственного долга и продолжении финансирования федерального государственного аппарата. Если согласия по этим вопросам достичь не удастся, будет проведено массированное «закрытие» государственных органов – своего рода «генеральная забастовка», которая парализует все существенные госпрограммы внутри страны и за рубежом, включая прекращение финансирования здравоохранения по программе Medicare, пенсионных выплат по программе Social Security, зарплат миллионов госслужащих и персонала вооруженных сил.
Выступающие за «смену режима» силы (заговорщики) решили обанкротить государство с тем, чтобы обеспечить успех прагматичной капитуляции режима Трампа или его вытеснение.
Властная пропрезидентская элита может выбрать вариант правления с помощью указов – на основании неизбежно грядущего экономического кризиса. Этот вариант будет поддержан призывами и криками с Уолл-стрит, где воцарится коллапс. А утверждения об угрозе национальной безопасности, нависшей над государственными границами и заморскими базами, могут привести к объявлению чрезвычайного и военного положения. Успех этих мероприятий без поддержки со стороны разведывательных служб весьма сомнителен.
Каждая из сторон будет винить другую в усугублении распада и развала. Временные уловки Министерства финансов ситуацию не спасут. СМИ впадут в истерию, перейдя от политической критики к открытым требованиям смены режима. Президент, возможно, примет на себя диктаторские полномочия ради «спасения страны».
«Умеренные» в конгрессе потребуют временных мер – выделения средств маленькими ручейками на основе еженедельно принимаемых решений.
Однако, и заговорщики, и «бонапартисты» будут блокировать любые «гнилые компромиссы».
Военные отмобилизуются и сблокируются вместе со всем аппаратом служб безопасности и судебных органов для того, чтобы навязать обществу исход дела.
Организации гражданского общества будут обращаться с призывами к вновь возникающим властным группировкам с целью защитить свои специальные интересы. Уволенные госслужащие и работники частного сектора выйдут на акции протеста. Пенсионеры и школьные учителя останутся без финансирования. Лоббисты – от нефтегазовых компаний до защитников Израиля – будут требовать, чтобы именно их интересам было уделено приоритетное внимание.
Силовики сконцентрируются в то время, как сами основы законодательной, судебной и президентской ветвей власти будут потрясены и начнут обрушаться.
Положительным моментом станет то, что внутренний хаос и институциональные противоречия на некоторое время снимут все нарастающую угрозу возникновения еще большего количества заморских войн. Мир вздохнет с облегчением. Другое дело – мир фондовых рынков: доллар рухнет, а спекулянты массово разорятся.
Споры и неразрешенность вопроса о том, кто управляет Империей, позволят региональным державам выдвинуть свои претензии на спорные регионы. ЕС, Япония, Саудовская Аравия и Израиль выступят против России, Ирана и Китая. Никто не станет ждать, пока США решат, какой центр силы будет править.
Публикуется с разрешения издателя (http://www.unz.com/jpetras/imperial-power-centers-divisions-indecisions-...). Оригинальный заголовок статьи «Центры имперской силы Вашингтона – разногласия, отсутствие решений и гражданская война».
Джеймс Пятрас, профессор социологии Университета Бингхэмтон (Нью-Йорк). Перевод Сергея Духанова
Источник: vpk-news.ru