Ежегодно в Америке открывается порядка 2 млн компаний-«однодневок», узнать конечных владельцев которых невозможно. Об этом пишет издание VOX.
Критики Дональда Трампа, характеризуя его президентскую деятельность, администрацию и влияние на американскую политику в целом, часто используют слово «клептократия» — «власть воров».
До избрания Трампа в 2016 году это слово в основном было только в лексиконе ученых. Однако правление Трампа перевернуло представления о либерально-демократическом пути США. Более того, для клептократии во всем мире наступил беспрецедентный момент.
И вот почему.
Инстинкты бизнесмена
Как утверждал Зак Бошам из Vox еще в 2017 году,- «клептократические инстинкты Трампа» во многом совпадают с интересами постсоветских диктаторов и авторитарных лидеров
во всем мире. Это и непотическая коррупция, процветающая в администрации президента, и использование всех рычагов власти в борьбе с противниками. Достаточно вспомнить его попытку заставить правительство другой страны инициировать расследование в отношении политического оппонента Трампа.
Все это, конечно, верно. Нелиберализм Трампа и его пристрастие распространять коррупцию везде, где он может это сделать, вряд ли является секретом. Но проблема в том, что -его президентство всего лишь кульминация многолетнего становления и легализации в США современной клептократии
Америка превратилась в величайшее оффшорное убежище, которое позволяет мошенникам и преступникам со всего мира прятать и отмывать незаконные доходы. Включая авторитарных правителей, которые грабят свое население и уводят миллиарды из национальных сокровищниц.
Для деспотов и их семей, торговцев людьми, наркотиками и оружием нет лучшего друга, чем США, когда дело доходит до сокрытия их финансов от посторонних глаз.
В целом, США стали ключевым винтиком в машине современной клептократии во всем мире, позволяя процветать нелиберальным режимам, и угрожая демократии самой Америки.
Зло федерализма
Крупнейший поставщик анонимных компаний — это не Панама или Богамы.
Это штат Делавэр. И главная причина — федерализм. Благодаря федеральной структуре США, формирование компаний по-прежнему контролируется на уровне штатов, а не в Вашингтоне.
Так что если вы начинающий автократ, заинтересованный в легком отмывании денег, не обращайтесь к федеральным чиновникам в Вашингтоне. Сразу идите к государственным чиновникам в Дувре, Шайенне или Рено. Они с удовольствием, на вполне законных основаниях помогут создать анонимную подставную компанию, чтобы отмывать незаконные деньги.
В США нет нормативных актов, требующих, чтобы подставные компании идентифицировали своих истинных владельцев, известных как «бенефициарные собственники». А это значит, что американские штаты не будут даже пытаться выяснить, кто стоит за такими компаниями. В конце концов, это их способ заработка.
Так Делавэр ежегодно зарабатывает около 1,3 млрд долларов на индустрии регистрации компаний. Это примерно четверть годового бюджета штата.
Невада, которая с начала 1990-х годов активно позиционирует себя как «Делавэр Запада», напрямую связала плату за создание компаний с финансированием заработной платы учителей.
И Вайоминг, который изобрел компанию с ограниченной ответственностью (LLC) в 1977 году, генерирует миллионы долларов для своего бюджета.
Все, что вам нужно, — это 15 минут, и немного денег - Штат Делавэр предлагает пакеты стоимостью около 100 долларов — и вы станете анонимным владельцем подставной компании
Это проще и быстрее чем получить читательский билет в местной библиотеке.
Впечатляющий масштаб
Также практически по всей стране лучшим способом приобрести американскую недвижимость остается анонимная американская компания. И этим активно пользуются все кому не лень.
Например, «Торговец смертью» Виктор Бут, самый известный торговец оружием за последние несколько десятилетий, использовал анонимные американские подставные компании для контрабанды ракет и ракетных пусковых установок мятежникам в Колумбии.
Бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко грабил страну, выводя деньги через сеть анонимных подставных компаний, зарегистрированных в Вайоминге.
Даже продолжающаяся сага импичмента в США по большей части основана на иностранных средствах, которые шли на выборы Трампа через анонимные компании, зарегистрированные в Делавэре.
И наконец после удара Трампа по ключевым фигурам Ирана неожиданно выяснилось, что вопреки всем санкциям, иранские официальные лица свободно покупали и продавали американскую недвижимость. Естественно, через анонимные американские компании, зарабатывая на этих инвестициях миллионы.
Конечно, в таких офшорных зонах, как Каймановы острова или остров Мэн — существуют свои собственные отрасли создания подставных компаний.
Но США от них отличаются масштабом операций. Последние данные говорят, что в США ежегодно регистрировалось около 2 миллионов компаний,
что значительно больше чем в любой другой точке мира.
Перетяни преступника
Тем не менее, было бы слишком легкомысленно обвинять несколько штатов в том, что США превратились в офшорную Мекку. Совсем недавно Конгресс ускорил эволюцию Америки в лучшего друга коррумпированного чиновника.
В частности, это налоговая лазейка, которая достаточно велика, чтобы принять столько мошенников и преступников, сколько вообще их существует.
США последние десятилетия активно давило штрафами и санкциями иностранные банки, обвиняя их в отмывании денег. Доставалось и Швейцарии, которая со своей крепкой банковской тайной являлась идеальным местом для сокрытия незаконных средств. И в конце концов грязным деньгам понадобился новый, безопасный дом. И почему бы им не могли стать США?
С одной стороны это кажется нелогичным. Ведь США давно взяло на себя роль главного борца с мировой коррупцией. Однако с другой стороны, как еще объяснить тот факт, что Америка пересмотрела свои собственные финансовые законы? Ведь они, по сути, открывают тем самым «грязным» деньгам дорогу в новое налоговое убежище.
Закон как магнит для коррупционеров
Технически это не новое явление: еще в 1984 году журнал Time назвал США «крупнейшей и, возможно, самой привлекательной налоговой гаванью в мире». В свою очередь британская анти-оффшорная правозащитная организация, прослеживает влияние Америки в создании убежищ «грязных» денег вообще с начала 20 века.
Но что по-настоящему удивило, так это закон, принятый в 2010 году администрацией Обамы.
Закон о соблюдении налогового законодательства для иностранных счетов (FATCA), практически гарантировал США роль гигантского магнита для подозрительных финансов.
На первый взгляд, FATCA выглядит как базовый, многосторонний подход к финансовой прозрачности. Ряд союзников США уже приняли так называемый «Общий стандарт отчетности». Он позволяет правительствам автоматически обмениваться информацией об иностранных гражданах, которые открывают банковские счета в других странах.
По словам администрации Обамы, FATCA сделала то же самое — и поэтому США не нужно было присоединяться к Общему стандарту отчетности.
Но есть один нюанс. В то время как FATCA принуждает иностранные правительства раскрывать счета американцев за границей, сами США не имеют никаких юридических или иных ограничений, чтобы отказать другим странам в такой информации.
Специалисты по финансовой прозрачности сразу указали на истинную цель FATCA, и его последствия. «Независимый подход Вашингтона рискует пробить гигантскую дыру в международных усилиях в отношении финансовой прозрачности»,
говорится в одном исследовании. В нем закон Обамы называется не иначе как «катастрофа».
Ирония судьбы
Блумберг подвел итоги в 2016 году, заявив, что США — еще до того, как Трамп переступил порог Белого дома — стала «ведущим убежищем для налогов и нечистоплотных богатых иностранцев». Некоторые финансисты называют США «новой Швейцарией».
Поэтому неудивительно, что международная организация «Сеть налогового правосудия» охарактеризовала FATCA как закон«лишь немного лучше, чем бесполезный». При этом отметив, что благодаря FATCA- на США сейчас приходится почти четверть мирового рынка оффшорных финансовых услуг
Согласно одной из последних оценок, общее офшорное богатство в США составляет 800 млрд долларов, если не больше. И это результат серии четких согласованных решений политиков по всей стране.
Администрация Трампа, конечно же, еще более укрепила роль Америки как пионера в мире офшоринга. Но Трамп унаследовал страну, которая уже тонула в незаконных фондах и ворованных финансах, которые принадлежат авторитарными и автократическими правительствам.
Когда речь заходит о роли США в качестве огромного прачечного автомата для грязных денег, то администрация Трампа всего лишь продолжает тренд последних десятилетий
Но это не значит, что эта тенденция будет продолжаться вечно. По иронии судьбы, явная коррупция Трампа уже стимулировала беспрецедентный процесс в Конгрессе. Например, в конце 2019 года палата приняла законопроект, который в случае принятия, значительно ужесточит требования к созданию компаний на территории США. В частности ликвидирует саму возможность анонимности.
Источник 365info.kz