Корпорации и их страховщики сталкиваются с угрозой растущей ответственности, связанной с так называемыми «вечными химическими веществами» (forever chemicals), на фоне растущего регулирования и растущей волны судебных разбирательств по поводу их использования.
Перфторалкильные и полифторалкильные вещества (PFAS), также известные как вечные химические вещества, представляют собой группу из 4700 искусственных химикатов, используемых для изготовления фторполимерных покрытий и продуктов, устойчивых к нагреванию, маслу, пятнам, жирам и воде. Первоначально разработанный и производимый химическими производителями DuPont и 3M, PFAS использовался для изготовления антипригарных покрытий, таких как тефлон, и средств защиты от пятен, таких как Scotchguard. С тех пор они нашли свое применение в широком спектре продуктов, включая противопожарные пены, упаковку для пищевых продуктов, одежду, косметику, пластмассы и электронику.
По словам Дункана Страчана, партнера юридической фирмы DAC Beachcroft, PFAS должна вызывать беспокойство у предприятий и страховщиков, потому что их воздействие до конца не понятно и они все чаще связаны с проблемами здоровья человека.
«Несмотря на то, что мы многого не знаем о специфическом воздействии PFAS на здоровье человека и окружающую среду, они, безусловно, представляют собой множество рисков. Растет волна судебных разбирательств по поводу загрязнения воды и, следовательно, растет беспокойство страховщиков о том, что PFAS может подвергнуть их таким же дорогостоящим, непредвиденным искам, как и те, которые были вызваны асбестовым кризисом», - сказал он.
По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), воздействие на здоровье человека низких уровней содержания PFAS в окружающей среде является неопределенным. Однако исследования связывают PFAS с повышенным риском некоторых видов рака, а также повышенным риском высокого кровяного давления и холестерина. Исследования на животных показали, что PFAS может вызывать повреждение печени и иммунной системы, а также вызывать врожденные дефекты и задержку развития. Европейское химическое агентство (ECA) заявило, что некоторые PFAS накапливаются в телах живых существ и вызывают токсические эффекты, включая рак.
Производимые с 1940-х годов, PFAS очень стойкие в окружающей среде и со временем накапливаются в организме человека. Центр контроля заболеваний обнаружил некоторое количество PFAS в крови 98% американцев. Эти химические вещества были обнаружены в реках и озерах, рыбе, животных и пищевых цепочках человека, таких как мясо, молочные продукты и овощи. ECA заявило, что даже если все выбросы PFAS прекратятся завтра, они будут продолжать присутствовать в окружающей среде и людях для будущих поколений.
В последние годы произошла волна судебных разбирательств, связанных с PFAS. Первым настоящим испытанием PFAS стало дело о загрязнении, возбужденное против компании 3M в Миннесоте за небрежный сброс химикатов в источники питьевой воды. В конечном итоге иск был урегулирован в 2018 году на сумму $850 млн. С тех пор другие штаты США подали в суд на ряд химических компаний, занимающихся производством PFAS, в основном за загрязнение окружающей среды и очистку.
Производители также столкнулись с исками о причинении личного вреда, и в конце концов DuPont урегулировала коллективный иск на $670 млн в 2017 году после знаменательного дела, возбужденного прокурором Робом Билоттом от имени граждан в Паркерсбурге, Западная Вирджиния. В январе DuPont и его дочерние компании Chemours и Corteva достигли соглашения на $4 млрд о финансировании будущих судебных разбирательств в связи с PFAS.
«На первый взгляд цифры кажутся ошеломляющими. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что урегулирование споров может быть более важным как предвестник потенциального судебного разбирательства против компаний, совершенно не связанных с производством PFAS», - сказал Страчан.
США до сих пор были центром судебных разбирательств, где внимание общественности и регулирующих органов к повсеместному применению PFAS растет.
«В США судебный процесс по делу PFAS до сих пор сосредоточен на исках, поданных против производителей PFAS - в первую очередь, Dupont и 3M - за экологическую очистку и восстановление, с некоторыми судебными исками против этих компаний по искам о причинении личного вреда. Конечно, есть шанс, что аналогичные убытки могут быть присуждены компаниям, занимающимся переработкой и сбытом, которые просто используют PFAS в своей продукции», - сказал Страчан.
Однако, по словам эксперта по правовым вопросам, судебные разбирательства происходят во всем мире. Например, в апреле 2021 года шведская муниципальная компания водоснабжения согласилась возместить ущерб жителям Каллинге после того, как пена для тушения, использованная в пожарных учениях, привела к загрязнению питьевой воды. Окружной суд постановил, что муниципальная компания водоснабжения несет ответственность за выплату истцам компенсации за телесные повреждения, вызванные повышенным уровнем перфторированных алкильных веществ в их крови, что привело к повышенному риску для здоровья и физическим изменениям.
Теперь может возникнуть новая волна судебных разбирательств, поскольку дела выходят за пределы крупных производителей PFAS. В январе 2021 года жители Пештиго, штат Висконсин, достигли соглашения на $17,5 млн с производителями противопожарной пены. Групповой иск возник после того, как десятки частных колодцев с питьевой водой были загрязнены PFAS из близлежащего испытательного и исследовательского центра, что привело к материальному ущербу, травмам и расходам на медицинское обслуживание.
По словам Страчана, страховщики опасаются, что PFAS может подвергнуть их таким же дорогостоящим и непредвиденным искам, как и те, которые были вызваны асбестовым кризисом. Однако выявить ответственность и проанализировать покрытие в отношении загрязнения PFAS непросто, считает он.
Страчан уверен, что страховщики будут следить за судебными тяжбами и ответственностью PFAS. «Обычно общая ответственность включает исключение за загрязнение, если только такое загрязнение не является результатом внезапного и случайного события. Точная формулировка этого исключения и языка обратной связи была предметом сотен судебных дел в США, и судебные тяжбы, связанные с PFAS, также, похоже, станут очередной проверкой такой формулировки».
Эксперт полагает, что государственное страхование и страхование ответственности за продукцию, а также экологическое страхование могут начать прямо выражать оговорки или исключения для ответственности, связанной с поставкой PFAS. «Может существовать тенденция добавления конкретных исключений PFAS для объектов, которые подозреваются в использовании PFAS или могут подвергаться воздействию PFAS из соседних объектов. Типичные положения об исключении загрязнения необходимо будет тщательно проанализировать, в зависимости от конкретных фактов, чтобы увидеть, будут ли они применяться для исключения покрытия требований PFAS», - сказал он.
Корпоративная ответственность также растет, поскольку PFAS подвергается пристальному вниманию со стороны правительств и регулирующих органов.
В США регулятивные меры в отношении PFAS были медленными. Без федеральных действий Агентства по охране окружающей среды США (EPA) многие отдельные штаты США приняли свои собственные стандарты. Однако, по словам Страчана, нормативно-правовая база США, похоже, может измениться. «Президент Байден неоднократно указывал, начиная со своей президентской кампании, что регулирование PFAS является главным приоритетом. В апреле он объявил о создании нового совета для ускорения и координации усилий, направленных на сокращение и восстановление этого класса химикатов », - сказал он.
Президент Байден провел кампанию по обещанию ужесточить регулирование PFAS. 13 апреля 2021 года представители Палаты представителей представили Закон о действиях PFAS 2021, который ограничит использование PFAS и объявит их опасными веществами. Закон был принят Палатой представителей США в июле.
Европейская химическая стратегия на 2020 год предусматривает поэтапный отказ от использования несущественных ПФАС, в том числе используемых в пожаротушении. В стратегии навсегда выделяются химические вещества для специальной обработки, учитывая «большое количество» случаев заражения, рисков для здоровья и экономических затрат. Издержки от воздействия PFAS в Европе оцениваются от 52 до 84 млрд евро в год.
Отдельно Дания, Германия, Нидерланды, Швеция и Норвегия призывают ввести новые ограничения на использование PFAS. В прошлом году Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов установило новый порог безопасности для основных перфторалкильных веществ, которые накапливаются в организме.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz