Компаниям следует готовиться к «беспорядочному переходу» к низкоуглеродной экономике, поскольку адаптация к изменению климата грозит повышением социальных, экономических и политических рисков.

co2

Изменение климата было риском номер один в «Отчете о глобальных рисках Всемирного экономического форума (ВЭФ)» за этот год, опережая социальные, политические и киберриски. Экстремальная погода считалась самой серьезной угрозой для мира в следующие два года, в то время как «провал климатических мер» воспринимался как самый большой риск в ближайшее десятилетие. На самом деле, все пять основных рисков в течение следующих десяти лет были связаны с окружающей средой: неудача в борьбе с изменением климата, экстремальные погодные условия, утрата биоразнообразия, кризис природных ресурсов и ущерб окружающей среде, наносимый человеком.

В то время как ураганы, наводнения и лесные пожары в последние годы заставили заострить внимание на физических последствиях изменения климата, растет беспокойство по поводу рисков, связанных с переходом к будущему с нулевыми выбросами. В своем отчете ВЭФ предупреждает, что беспорядочный переход может иметь много негативных или неожиданных последствий, влияя на бизнес, дестабилизируя финансовую систему и вызывая экономическую нестабильность.

«Учитывая сложность технологических, экономических и социальных изменений в таком масштабе, а также недостаточный характер текущих обязательств, вполне вероятно, что любой переход, который позволит достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, будет беспорядочным», — говорится в отчете ВЭФ «Глобальные риски. Отчет 2022».

ВЭФ призывает бизнес исходить из того, что переход к нулевому балансу будет беспорядочным. «Концепция упорядоченного перехода кажется маловероятной, учитывая масштабы технологических, экономических и социальных изменений, необходимых для декарбонизации, особенно если «зеленая стирка» или затягивание обязательств задержат переход. Предыдущие промышленные революции также были очень разрушительными и беспорядочными», — говорится в отчете.

Комментируя выводы отчета, Питер Гигер, главный специалист по рискам Zurich Insurance, сказал, что переход к низкоуглеродной экономике, скорее всего, будет «разрушительным и беспорядочным» наравне с промышленной революцией, которая привела к огромным социальным и политическим потрясениям.

Гигер предостерег от «иллюзии упорядоченного, справедливого и честного перехода», предполагая, что в процессе декарбонизации будут «победители и проигравшие». По его словам, предприятия и сектора, которые не адаптируют свои бизнес-модели для достижения нулевого уровня выбросов, исчезнут. «Нам следует ожидать не что иное, как фундаментальные изменения», — сказал он.

Переход к низкоуглеродной экономике повлияет на социальные, экономические и политические риски, в то время как беспорядочный переход, скорее всего, усугубит эти риски, предупреждает отчет ВЭФ.

«Уход от углеродоемких отраслей, в которых в настоящее время работают миллионы рабочих, вызовет экономическую нестабильность, усилит безработицу и усилит социальную и геополитическую напряженность. Поспешное принятие природоохранной политики также будет иметь непредвиденные последствия для природы - по-прежнему существует множество неизвестных рисков, связанных с внедрением непроверенных биотехнических и геоинженерных технологий, - в то время как отсутствие общественной поддержки изменений в землепользовании или новых схем ценообразования создаст политические сложности, которые еще больше замедлят действия», - говорит ВЭФ.

«Переход, который не учитывает социальные последствия, усугубит неравенство внутри стран и между ними, усилив геополитические трения», — добавлено в документе.

Декарбонизация может усилить социальное неравенство, например, если отрасли и регионы, зависящие от ископаемого топлива, проиграют. К 2050 году только в секторах добычи ископаемого топлива может быть потеряно более восьми миллионов рабочих мест. Беспорядочный переход может также привести к усилению энергетической нестабильности, скачкам цен и перебоям в энергоснабжении, если инвестиции в чистую энергию не поспевают за борьбой за уход от ископаемого топлива.

«Часть проблемы заключается в том, что некоторые действия по смягчению последствий социальной сплоченности будут мешать решению проблемы изменения климата. Например, сохранение рабочих мест в отрасли добычи ископаемого топлива помешало бы усилиям по реформированию экономики. Проблема в том, что краткосрочная политическая повестка дня не соответствует долгосрочным потребностям планеты», — сказал Гигер.

По словам Гигера, изменение климата также, вероятно, повлияет на изменение демографии, что особенно актуально для Европы. «Миграция необходима для поддержания экономического роста в странах со стареющим населением, но это не всегда приемлемо с политической точки зрения. Я был удивлен, что риск старения населения не стоит в повестке дня в Европе так высоко, как должно быть. Это очень значительный риск, несмотря на его ранжирование», — сказал Гигер.

Несмотря на новые обязательства, принятые на последнем раунде переговоров COP в Глазго в прошлом году, мир находится на пути к потеплению на 2,4°C, что меньше цели на 1,5°C, изложенной в Парижском соглашении. Опасения заключаются в том, что неспособность прийти к раннему соглашению о смягчении последствий изменения климата потребует еще более значительного сокращения выбросов на более позднем этапе, а поздние сдвиги в политике оставят предприятиям и обществу мало времени для адаптации и могут привести к серьезным нарушениям.

Согласно отчету ВЭФ, только 2% международных усилий по смягчению последствий изменения климата в настоящее время эффективны и 21% приняты, а 68% все еще находятся на ранних стадиях.

Беспорядочный переход также может привести к росту геополитической напряженности, поскольку страны стремятся получить стратегическое преимущество. «Правительства, бизнес и общество сталкиваются с растущим давлением, чтобы предотвратить наихудшие последствия. Тем не менее беспорядочный переход для сохранения климата, характеризующийся расходящимися траекториями во всем мире и между секторами, будет еще больше разъединять страны и раздваивать общества, создавая барьеры для сотрудничества», — говорится в отчете ВЭФ.

По словам Гигера, предприятия не могут позволить себе ждать международных соглашений или правительственных постановлений, прежде чем действовать. «С точки зрения бизнеса вопрос заключается в том, будет ли глобальная экономика декарбонизирована или нет. Ископаемое топливо — это исчерпаемый ресурс, поэтому я бы сказал, что это лишь вопрос времени. Экономика декарбонирируется, вопрос лишь в том, будете ли вы ждать изменений в регулировании или других, или же вы позиционируете себя и используете возможности», — сказал он.

«Подумайте о том, как вы позиционируете и развиваете свой бизнес в переходном мире, и подумайте о реалистичной переходной среде». — добавил Гигер.

Источник   Allinsurance.kz