Кто из глобальных игроков переиграет друг друга, и при чем здесь Казахстан?
Внимание мирового сообщества приковано к событиям на нефтяном рынке. В 2021 году нефтяной рынок переварил излишки, накопленные в годы пандемии. Это позволило ценам вернуться к коридору в 85-90 долларов за баррель к началу 2022 года. Военный конфликт между Украиной и РФ привел к санкциям и дальнейшему росту цен на сырьевые товары , сообщает dknews.kz.
Надо отметить, что цены на нефть формируются на объемах спроса и накопленных запасов. Несмотря на разговоры о переходе к «зеленым» источникам энергии, спрос на нефть остается высоким. Генеральный секретарь ОПЕК+ Хайсам аль-Гайс заявил 18 октября телеканалу al-Arabiya, что ОПЕК+ ожидает увеличения спроса на энергоносители на 23% к 2045 году и основная часть спроса придется на нефть.
Сейчас нефтяные цены волатильны. В начале августа стоимость Brent ушла вниз за 100 долларов за баррель. Основанием стало усиление Центробанками монетарной политики с повышением процентных ставок, которые направили многие страны по пути рецессии.
Международное агентство Блумберг, в частности, сообщило о 100% вероятности наступления рецессии в США в течение следующих 12 месяцев, т.е. к октябрю 2023 года. Однако страны-производители нефти привыкли к сверхдоходам. Страны картеля считают, что нефть по 100 долларов за баррель является справедливой для рынка.
В середине сентября президент Венесуэлы Николас Мадуро просил Хайсам аль-Гайса удержать нефть в районе 100 долларов, стабилизировав рынок. 5 октября страны ОПЕК+ приняли решение сократить с ноября добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки. Соглашение продлится до конца 2023 года. Комментируя это решение, Хайсам аль-Гайс заявил, что целью производителей является поддержание стабильности нефтяного рынка.
Выборы давят
Дело в том, что дорогая нефть – головная боль многих правительств. Особенно это касается США, где высокие цены на бензин являются предметом предвыборных баталий. 8 ноября в этой стране пройдут выборы в Сенат и промежуточные выборы в Конгресс, в которых демократы имеют все шансы потерять большинство. Правящая Демократическая партия заинтересована в восстановлении на заправках старых цен. Это даст ей солидный запас прочности на выборах. Для увеличения предложения нефти и снижения ее стоимости на мировом рынке, который влияет на внутренние цены, США несколько месяцев подряд распродают свой стратегический резерв.
В конце марта президент США Джо Байден объявил о крупнейшей в истории Штатов распаковке стратегического нефтяного резерва. Ежедневно резерв пустеет на 1 млн баррелей и к концу года должен сократиться на 180 млн баррелей – до одного из своих минимальных значений. Распаковка запасов принесла результат, нефть подешевела на несколько процентов. Изъятия должны были продолжаться до ноября.
Начать пополнение ушедших баррелей США планировали в конце года, выждав период, когда цена марки WTI (эталона нефти в США) станет ниже рыночной и выгодной для покупки. На днях американские чиновники озвучили, что закупка нефти в госрезерв может начаться при ценах в диапазоне от 67 до 72 долларов за баррель для WTI или даже ниже.
Решение ОПЕК+ сократить добычу и удержать высокие цены и собственную маржу спутало планы США. К тому же американский рынок топлива постигла другая беда. Статистика указывает на рост стоимости дизеля из-за сезонного дефицита.
Сейчас по цене американский рынок дизеля является премиальным. Трейдеры направляют танкеры с дизельным топливом, следующие в Европу, теперь в США. «Дыра» в дизельном балансе Европы потянет за собой цены, а вслед за дизелем с временным лагом поднимутся и котировки на нефть. Как в Европе, так и в США.
До выборов в Конгресс и Сенат остается меньше трех недель. Демократам во что бы то ни стало нужно заставить спускаться вниз цены на топливо. Власти США решили выбросить на рынок из стратегического резерва последний транш объемом в 15 млн баррелей. Данный объем планировался к продаже в ноябре непосредственно перед выборами. Теперь же придется при необходимости извлекать из резерва дополнительные миллионы баррелей. Это может не понравиться нефтетрейдерам – они могут посчитать запас в резерве недостаточным и назвать ситуацию дефицитной, что спровоцирует подъем цен в неподходящий для Демократической партии электоральный момент.
Невидимая рука рынка
В принципе, такой сценарий начал осуществляться. Когда стало известно, что президент Байден объявит о продаже 15 млн баррелей нефти, цена на Brent и WTI действительно пошла вниз. Однако 19 октября цены на Brent и WTI стали расти на фоне сокращения запасов нефти в США. В Европе ноябрьские фьючерсы на марку WTI выросли до 83,6 доллара за баррель, декабрьские подорожали до 82,7 доллара за баррель.
На Нью-Йоркской товарной бирже цены еще выше. Ноябрьский контракт на марку WTI вырос до 84,19 доллара за баррель. Цены отражают опасения трейдеров по повышению рисков в нефтяном секторе. Ручное управление на многогранном рынке нефти не сработало, но вред ценообразованию нанесло.
На нефтяные цены действуют многие факторы. Сейчас приходит информация о восстановлении спроса на нефть в Китае – одного из крупнейших покупателей нефти. Увеличение спроса со стороны китайской экономики мгновенно окажет влияние на глобальные цены. Мировые импортеры замерли и в ожидании запрета на импорт российской нефти и нефтепродуктов в Евросоюз на фоне анонсированного сокращения добычи ОПЕК+.
Высокие цены на топливо, к слову, очень выгодны и американским нефтяным гигантам. Их доход стремительно увеличивается. По этой причине впервые с января 2017 года нефтегазовая ExxonMobil обогнала экс-Фейсбук по уровню капитализации. Отказ мирового сообщества от быстрого перехода к возобновляемым источникам энергии дает сырьевым гигантам новый шанс развить бизнес и занять стратегические рынки.
Демократы в США сдаваться, конечно, не собираются, ведь на кон брошена законодательная и исполнительная власть в стране. Последняя новость из США – власти страны рассматривают возможность ограничения нефтяного экспорта в Евросоюз, чтобы сбалансировать американский рынок. А любое ограничение нарушает принципы свободного рынка и влияет на цены
Казахстан в большой нефтяной игре участвует как член соглашения ОПЕК+. На встрече 5 октября в рамках сделки Казахстан получил сокращение добычи нефти с ноября на 78 тыс. баррелей в сутки. Тем самым обязательства для Казахстана на ноябрь составят 1,628 млн баррелей в сутки, в октябре обязательства составляли 1,706 млн баррелей в сутки, в сентябре – 1,710 млн баррелей в сутки.
Сырая нефть, добытая в РК, практически вся отправлялась на экспорт. По комментариям министра энергетики РК Болата Акчулакова агентству ТАСС, Казахстан пока не собирается пересматривать план по добыче нефти после решения ОПЕК+, так как сокращение добычи – не такое большое, чтобы влиять на рынок в целом. Министр отметил, что в 2022 году в планах добыть 85,7 млн тонн нефти, а в 2023 году – более 92 млн тонн. В то же время Казахстан готов к сокращению производства в рамках своей квоты ОПЕК+.
Причиной снижения станут технические неполадки на месторождении Кашаган. В сентябре Болат Акчулаков сообщил, что план на 2022 год в объеме 85,5-85,7 млн тонн может быть снижен.
Автор Анна Черненко
Источник dknews.kz