Среди всех больших испытаний, которые ждут Европейский Союз в конце 2023 года, самым важным будет уделено меньше всего внимания , сообщает forbes.kz .

Бесплатное фото Флаг европейского союза

Фото: freepik.com

Поскольку европейские лидеры работают над соглашением о новых финансовых правилах, регулирующих бюджеты государств-членов, на карту поставлено не что иное, как устойчивость европейского валютного союза.

По сравнению с этим сухим вопросом, другие важные вопросы, включенные в повестку дня саммита ЕС в этом месяце (14-15 декабря), по понятным причинам покажутся более актуальными. Высокопоставленные чиновники ЕС , США и Украины предупреждают , что способность Украины продолжать обороняться от России может оказаться под угрозой, если европейские правительства и Конгресс США не одобрят новые пакеты военной помощи к концу года.

Хотя поражение Украины подорвет авторитет ЕС и потенциально поставит под угрозу его безопасность, европейские лидеры также должны бороться с угрозами изнутри.

На самом деле эти проблемы взаимосвязаны. Те, кто бросает вызов бюджетным правилам ЕС, и те, кто блокирует финансирование Украины, — это одни и те же люди. Возглавляемые премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, спойлеры теперь включают в себя новое правительство Словакии под руководством Роберта Фицо, и они могут вскоре получить нового рекрута из «старой Европы», после успеха правой Партии свободы Герта Вилдерса на голландских выборах в прошлом месяце. выборы. Хуже того, другие государства-члены ЕС могут счесть непримиримость этих стран удобной, даже если они не заявляют об этом открыто.

Разумеется, популистская проблема Европы может показаться далёкой от задачи разработки новых бюджетных правил взамен Пакта стабильности и роста, который был отложен в начале пандемии в 2020 году. В конце концов, большинство лидеров-популистов твёрдо сосредоточены на иммиграции и отказались от разговоров о выходе из еврозоны и восстановлении национальных валют. Первоначальная угроза валютному союзу – и, следовательно, европейскому проекту в более широком смысле – исходила не от политиков, а от рынков облигаций во время кризиса суверенного долга 2011-2012 годов.

Хорошая новость заключается в том, что на этом фронте царит спокойствие, по крайней мере, на данный момент. Резкое снижение инфляции означает, что Европейский центральный банк вскоре может начать отменять повышение процентных ставок, создавая более щадящую среду, если европейские лидеры не смогут укрепить валютный союз с помощью новых бюджетных правил.

Плохая новость заключается в том, что провал на этом фронте практически гарантирован. Даже если лидеры сузят свои разногласия в ближайшие дни, окончательное соглашение будет перенесено на следующий год, и любые новые бюджетные правила не вступят в силу до 2025 года.

Неспособность договориться о новых правилах будет более значимой, чем может показаться. Без прогресса в исправлении фундаментального недостатка еврозоны – отсутствия финансового союза – ЕС будет продолжать терпеть неудачу и бороться, как корабль с дырой под ватерлинией.

Эта дыра была частично закрыта фондом восстановления после COVID-19 стоимостью 750 миллиардов евро, который впоследствии был переименован в NextGenerationEU . Создание инструмента заимствования и финансирования на уровне ЕС (полностью федерального) было воспринято многими как « гамильтонов момент » в Европе, напоминая о консолидации Александром Гамильтоном государственных долгов США на уровне штатов под управлением федерального правительства в 1790 году.

Но в то время как Гамильтон помог превратить США из конфедерации в федерацию, Европа разработала решение, которое было неполным и временным. Национальные бюджеты по-прежнему играют решающую роль в стабилизации экономик еврозоны, каждая из которых по-разному реагирует на нормальные бизнес-циклы и на аномальные потрясения. В той степени, в которой национальные бюджетные усилия дополняются федеральным финансированием NextGenerationEU (Италия и Греция являются основными бенефициарами ), срок действия этой поддержки истечет в 2027 году.

Более того, не было предпринято никаких усилий по отмене положений Маастрихтского договора , которые требуют, чтобы национальные бюджеты соответствовали идентичным параметрам, чтобы избежать финансовой помощи. Вместо этого эти круги были заключены в квадрат с помощью де-факто механизма спасения ЕЦБ ( Инструмент защиты передачи ), который может помочь государствам-членам, если Европейская комиссия одобрит их бюджеты. Таким образом, вопрос заключается в том, какими критериями должна руководствоваться Комиссия, выдавая свое одобрение.

Предложенные самой Комиссией бюджетные правила пытаются свести в квадрат еще больше кругов. Они по-прежнему будут требовать, чтобы национальные бюджеты соответствовали ограничениям Маастрихтского договора на годовой бюджетный дефицит и государственный долг – 3% и 60% ВВП соответственно. В то же время страны могут работать над достижением этих целей постепенно и периодически, проявляя большую гибкость для адаптации к экономическим циклам.

Но эти предложения не имеют особой поддержки среди основных игроков. Франция крайне сопротивляется сокращению своего государственного дефицита ниже 3% ВВП и не планирует этого делать , в то время как Германия политически привязана к своему « долговому тормозу », который формально ограничивает дефицит всего лишь 0,35% ВВП. Хотя на практике оно и отклонилось от этого ориентира, недавнее постановление Конституционного суда сужает возможности правительства делать это в будущем и, вероятно, усилит неприятие Германии более мягкой политики партнеров по еврозоне.

Марио Драги , бывший президент ЕЦБ, который впоследствии стал премьер-министром Италии, также высказал свое мнение по этому вопросу. В своей лекции Фельдштейна NBER в июле этого года он похвалил Комиссию за относительную мягкость предложенных ею новых правил, но упрекнул ее в неспособности мобилизовать государственные инвестиции, необходимые для оживления экономических показателей Европы – и, следовательно, ее политического здоровья.

Собственное предложение Драги состоит в том, чтобы сделать все капитальные расходы постоянной федеральной компетенцией. Но, учитывая дефицит демократии – «скрытую федерализацию» – лежащую в основе проекта евро, он признает, что это, вероятно, потребует внесения явной поправки в европейские договоры.

Я думаю, что Драги прав в основных вопросах. Хотя я лично проголосовал бы против поправки к договору – то есть за единый рынок без валютного союза – я вполне могу оказаться в меньшинстве. В любом случае, этот самый фундаментальный вопрос необходимо задать избирателям. В противном случае Европа продолжит барахтаться.

Исторически изменения в ЕС происходили только во время кризисов. Должны ли мы пережить еще одну трагедию, прежде чем примем вызов Драги?

Автор Бриджит Гранвиль

Источник forbes.kz