Туристов и бизнесменов, предоставляющих населению рекреационные, т. е. оздоровительные услуги, ждут большие изменения из-за нового Водного кодекса. Речь обо всех этих зонах отдыха близ озер, рек, водохранилищ и прочих водоемов. Как меняются правила отдыха у воды, сообщает zakon.kz.
Фото:zakon.kz
О том, в каком состоянии находится сейчас казахстанская пляжная "индустрия", издание Zakon.kz. недавно публиковало статью. Напомним вкратце, что проблема в несоблюдении многими рекреационными бизнесменами водного законодательства, а именно неприкосновенного статуса водоохранных полос близ побережья водоемов.
В новом Водном кодексе этот изъян намерены исправить. Как именно, рассмотрим.
Замки на песке
На Капчагае и других водных курортах страны совсем рядом с берегом построены отели, коттеджи, бунгало и прочие пляжные замки на песке, хотя по закону (пп. 2) пункта 1 статьи 125 действующего Водного кодекса) строительство и эксплуатация зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения в водоохранных полосах запрещены.
При этом формально у хозяев пляжей в большинстве случаев все в порядке с документами. Дело в одном важном нюансе. По действующему ВК (пп. 29) статьи 1) и Правилам установления водоохранных зон и полос их минимальная ширина – 35 метров. Но существует таблица расчетов (Приложение 5 к Правилам), где эта цифра меняется в зависимости от вида угодий, прилегающих к берегам водных объектов. И при крутизне склона больше 3 градусов водоохранная полоса должна составлять не менее 100 метров.
При этом в каждом конкретном случае, когда земельный участок выделяется под бизнес, размер водоохранной полосы рассчитывается индивидуально. И решение местного исполнительного органа зависит, в частности, от того, какой угол крутизны берега определят местные геометры из специализированной проектной организации: до 3 градусов или больше. От этого, в свою очередь, зависит, 35 метров выделять под водоохранную полосу или 100.
Какие это дает "возможности", разъяснять, полагаем, не надо.
Но хотя документы и в порядке, совсем уж уверенно хозяева зон отдыха со зданиями и строениями у берега чувствовать себя не могли. А вдруг завтра государство заинтересуется всеми этими "схемами"?
Могло заинтересоваться. Правила меняются. И вскоре здания у самой воды будут вполне законны независимо от "особенностей проектирования".
Повторимся еще раз, статья 125 прописана в действующем ВК от 2003 года. Тогда как в новом Водном кодексе, принятом 5 марта 2025 года Мажилисом и направленном в Сенат, предлагается иная норма.
Вместо нынешних правил в будущем ВК (пункте 2 статьи 86) объявляется запрет на любые виды хозяйственной деятельности, а также предоставление земельных участков для ведения хозяйственной и иной деятельности, за исключением – помимо всего прочего:
"Строительства и эксплуатации пляжей, аквапарков и других рекреационных зон без капитального строительства зданий и сооружений".
Заметьте – без капитального. Т. е. некапитальное строительство в водоохранных полосах (где сейчас и расположены многие отели и дома отдыха) допускается.
Не вполне понятная формулировка. Ведь никакого четкого и прямого официального определения, какое строительство считать капитальным, в законодательстве нет. В каждом конкретном случае вопрос будет решаться индивидуально, через суд (если до него дойдет). Мало того, в умеренном казахстанском климате отдых на воде возможен лишь в летние месяцы, так что номера в отелях, не говоря о коттеджах и бунгало, предназначены лишь для временного проживания. Нетрудно предположить, как будут оформлены "здания и сооружения" в водоохранной полосе...
Уточним, что пакет законодательных поправок, включает три НПА: непосредственно сам Водный кодекс, а также сопутствующие изменения и дополнения в КОАП и некоторые другие законодательные акты. И пока документы не пройдут весь путь необходимых процедур вплоть до подписания главой государства и спустя 6 месяцев новый ВК не вступит в силу, действовать будет Водный кодекс 2003 года.
Тем не менее.
Знаки для бизнеса
Что же меняет данная новелла (о других сейчас речи нет)? Смотря для кого. Все построенное юридически легализовано наперед. Даже если со временем будут пересмотрены границы водоохранных полос. А они, между прочим, периодически должны пересматриваться – это требование нового Водного кодекса (пункт 3 статьи 85):
"Границы водоохранных зон и полос подлежат пересмотру в случаях естественного или искусственного изменения границ водного объекта".
И случаи эти когда-нибудь непременно настанут, поскольку вода по своей природе непостоянна. Все, знаете ли, течет, все меняется...
Просматривается в новом правиле и еще одна цель. Те горе-предприниматели, которые не удосужились создать полноценные зоны отдыха, ограничившись шлагбаумами и мусорными ящиками с туалетами у воды, скорее, всего, лишатся земли. В пользу серьезного, крупного бизнеса. Ну или будут вынуждены реально вложиться в дело, чтобы соответствовать санитарным нормам.
Что, конечно, не может не радовать.
Хочется надеяться, что и отдыхающим станет легче воспользоваться своим правом бесплатно и без специального разрешения искупаться, подышать морским воздухом и позагорать на пляже. Напомним, что в законодательстве это право общего водопользования (без получения специального разрешения) ясно продекларировано:
"Не допускается ограничение физическими и юридическими лицами доступа населения к водным объектам общего водопользования путем установления заграждений, охранных пунктов, запрещающих знаков, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом".-
Пункт 4 Правил Типовых правилах общего водопользования.
На практике, однако, свободный доступ населения к пляжам затрудняется сплошной чередой зон отдыха со шлагбаумами. Какие-то пансионаты, разумеется, попадают под эти самые "исключения", предусмотренные ВК, поскольку работали в соответствии с требованиями законодательства. Но очевидность многочисленных санитарных эксцессов (когда туалеты и мусорные баки явно установлены ближе 50 метров от воды) заставляет усомниться, что правила соблюдают все. При этом отдыхающим не в перепалку же вступать с юношами у шлагбаумов?!
Эти упущения предусмотрены в новом ВК. По будущим правилам (пункт 2 статьи 85) вся прибрежная территория должна быть четко маркирована:
"Установление границ водоохранных зон и полос на местности осуществляется по координатам, определенным в проектной документации, с установкой водоохранных знаков".
При этом другая норма, которая была в первоначальном варианте проекта (тогда она значилась как пункт 1 статьи 77), вовсе запрещала в таких местах любой бизнес:
"Запрещается осуществление деятельности на водных объектах, на которых не установлены водоохранные зоны и полосы".
Впрочем, в принятом Мажилисом ВК этой нормы уже нет.
Конечно, даже и без нее такая прозрачность у воды позволит и отдыхающим гражданам, и уполномоченным органам нагляднее видеть очевидные диспропорции при расчерчивании водоохранных полос. Однако если бы была принята вышеназванная норма, порядка было бы больше.
Ведь если знаков нет вовсе – де-юре нет и водоохранной полосы, и значит, ограничение доступа населения к воде противозаконно.
Вот только органы внутренних дел, которые должны рассматривать такие административные дела (по пп. 2) части 1 статьи 364 КОАП), могут вынести незаконным установителям шлагбаумов всего лишь... предупреждение. И в сопутствующих поправках в КОАП усиление ответственности за ограничение доступа не предусмотрено.
Автор Андрей Губенко
Источник zakon.kz