7 марта 2014 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». 

 Законодательство о банкротстве: общие положения

7 марта 2014 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». Законодательство о банкротстве регулирует непростые вопросы несостоятельности должника: за прошедшие пять с половиной лет в закон 28 раз вносили различные изменения. Вопросы применения положений данного закона разъяснил Верховный суд Республики Казахстан в нормативном постановлении от 2 октября 2015 года № 5 «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве». Одним из самых интересных вопросов, затрагивающих интересы как кредиторов, так и должника, является вопрос о возможности привлечь учредителей (участников) и должностных лиц к ответственности по долгам банкрота – к субсидиарной ответственности.

Немного об основных понятиях законодательства

Вначале следует остановиться на основных понятиях указанного закона. Реабилитация и банкротство – что такое и чем они отличаются? Закон определяет, что банкротство – это признанная решением суда несостоятельность должника (индивидуального предпринимателя или юридического лица), являющаяся основанием для его ликвидации. При этом процедура банкротства имеет целью удовлетворить требования кредиторов за счет имущества банкрота. Реабилитационная процедура, наоборот, призвана восстановить платежеспособность должника и предотвратить его ликвидацию.

Несостоятельность и неплатежеспособность

Несостоятельность определяется как установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с работниками, уплатить налоги, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования и обязательные пенсионные взносы и др. Для того чтобы определить несостоятельность должника и признать его банкротом, закон установил критерий – неплатежеспособность: должник является неплатежеспособным, если он не исполняет обязательства перед определенными кредиторами на указанную в законе сумму и в течение установленного срока.

Например, для установления неплатежеспособности достаточно не исполнять в течение трех месяцев на сумму не менее 100 МРП (252 500 тенге) обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; взысканию алиментов, оплате труда и др. Обязательства по налогам должны не исполняться в течение четырех месяцев и составлять не менее 150 МРП (378 750 тенге). Обязательства перед иными кредиторами не исполняются в течение трех месяцев и составляют не менее 1000 МРП (2 525 000 тенге) – при наступлении любой из указанных совокупности условий должник является неплатежеспособным.

Что такое субсидиарная ответственность?

Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus – резервный, вспомогательный) – это дополнительная ответственность, возлагаемая на определенных законом лиц, в случае когда основной ответчик не способен оплатить долг. Статья 357 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК) устанавливает, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законодательством или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Именно так реализуется субсидиарная ответственность при банкротстве: у должника недостаточно имущества для погашения всех долгов. Поэтому требование об исполнении обязательств должника может быть предъявлено к определенным лицам и при наличии указанных законом условий.

Кто несет субсидиарную ответственность по долгам банкрота?

По общим правилам, установленным статьей 44 ГК, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам. Однако из этого правила есть исключения: Закон «О реабилитации и банкротстве» предусматривает субсидиарную ответственность учредителя (участника) и должностных лиц несостоятельного должника. Учредитель – это юридическое или физическое лицо, создавшее организацию – юридическое лицо. А участник – это учредители и иные лица, которые имеют в отношении данной организации обязательственные права (в хозяйственных товариществах, акционерных обществах и кооперативах).

Должностное лицо – это член совета директоров акционерного общества, руководитель (заместитель руководителя) юридического лица – несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, наделенное постоянными или временными полномочиями по управлению юридическим лицом, главный бухгалтер юридического лица (заместитель главного бухгалтера) – несостоятельного должника, а равно иное лицо, временно исполняющее его обязанности. Именно эти лица и могут нести субсидиарную ответственность по долгам банкрота.

На каких основаниях наступает субсидиарная ответственность?

Учредитель (участник) и должностные лица отвечают перед кредиторами несостоятельного должника в случаях:

за преднамеренное банкротство;

за ложное банкротство;

за неисполнение предусмотренных законом обязанностей.

Преднамеренное банкротство

Преднамеренное банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или в интересах иных лиц. Преднамеренное банкротство в зависимости от тяжести последствий является административным правонарушением (статья 182 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КРКоАП) либо уголовным правонарушением (статья 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК).

Ложное банкротство

Ложное банкротство – это заведомо ложное объявление о неплатежеспособности с целью ввести в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов. Такое объявление производится в результате действий и (или) принятых решений учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем. Ложное банкротство в зависимости от тяжести последствий является административным правонарушением (статья 182 КРКоАП) либо уголовным правонарушением (статья 238 УК).

Субсидиарная ответственность при преднамеренном и ложном банкротстве

Пунктом 3 статьи 44 ГК предусмотрено, что учредители (участники) и (или) должностные лица несут перед кредиторами субсидиарную ответственность, если преднамеренное банкротство или ложное банкротство юридического лица вызвано действиями (бездействием) его учредителя (участника) и (или) должностного лица. Для привлечения указанных в законе лиц к субсидиарной ответственности необходимо наличие соответствующих постановлений органа уголовного преследования или суда по делу об административном правонарушении. То есть указанные лица должны быть вначале привлечены соответственно к административной или уголовной ответственности. При этом устанавливается вина указанных лиц в совершении действий по доведению до преднамеренного банкротства либо ложного банкротства. И только после этого можно ставить вопрос о наступлении гражданско-правовой ответственности – субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Требование о привлечении к субсидиарной ответственности может быть заявлено банкротным управляющим или кредиторами только в течение одного месяца. Данный срок является пресекательным – если срок пропущен, это является основанием для отказа в удовлетворении иска о привлечении учредителя и должностных лиц к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность при неисполнении предусмотренных законом обязанностей

Статьей 11 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрен ряд обязанностей должника – 14 пунктов, и данный перечень обязанностей является открытым. За нарушение обязанностей, которые предусмотрены в подпунктах 1)-6) пункта 2 статьи 11 закона, должностные лица должника солидарно несут субсидиарную ответственность в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов. При этом исполнение указанных требований должно относиться к обязанностям должностных лиц должника – должник обязан:

1. обратиться в суд о признании его банкротом, в случае когда принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

2. обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

3. в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом со дня, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности, за исключением случая, когда в отношении должника вступило в законную силу решение суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности;

4. предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности;

5. передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней – учетную документацию, в течение двух месяцев – материальные и иные ценности;

6. со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра.

Каков размер субсидиарной ответственности?

Банкротный управляющий формирует реестр требований кредиторов – сколько и кому должен должник-банкрот, а также определяет имущественную массу – какое имущество имеется у банкрота. В состав имущественной массы включаются: имущество банкрота, права требования (дебиторская задолженность), права постоянного и долгосрочного временного землепользования банкрота. Размер субсидиарной ответственности определяется как разница между общей суммой требований кредиторов и имущественной массой банкрота.

Какова судебная практика?

Банкротный управляющий предъявляет иск к соответствующему ответчику и обосновывает необходимость взыскать с ответчика в пользу банкрота разницу между общей суммой требований кредиторов и имущественной массой банкрота. В 2018 году Специализированным межрайонным экономическим судом Северо-Казахстанской области было удовлетворено 24 из 25 исков о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя (участника) и должностных лиц должника.

В 2019 году удовлетворено 12 из 15 исков. Решением суда по одному делу взыскано с учредителя более 174 млн тенге. По другому делу в порядке субсидиарной ответственности было взыскано более 14 млн тенге с первого руководителя, которому было известно о наличии налоговой задолженности еще в 2016 году. Хотя ответчик возражал против иска, так как на протяжении более двух лет обжаловал налоговые уведомления, протоколы об административных правонарушениях, суд не принял данные доводы ответчика и указал, что уведомления о результатах проверки вручались руководителю в июле и октябре 2016 года, с момента образования задолженности руководитель должника обязан был в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о признании предприятия банкротом, чего сделано не было.

Тем самым ответчиком нарушены требования подпункта 3) пункта 2 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве». При рассмотрении иска о привлечении к субсидиарной ответственности суд отверг доводы директора ТОО о том, что он не имел возможности обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом, в связи с тем, что против прежнего руководства было возбуждено уголовное дело, и все правоустанавливающие документы были изъяты. Суд привлек первого руководителя к субсидиарной ответственности и взыскал более 740 млн тенге. Имеется в судебной практике случай привлечения должностных лиц к субсидиарной ответственности за преднамеренное банкротство. Орган уголовного преследования вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении должностных лиц должника в связи с истечением срока исковой давности, банкротный управляющий своевременно обратился с иском в суд, который взыскал с двух должностных лиц более 780 млн тенге. Указанные судебные решения свидетельствуют о том, что в судебной практике активно и успешно применяются положения закона о субсидиарной ответственности учредителей (участников) и должностных лиц должника.