Пятница, 22 октября 2021

Некоторые недобросовестные продавцы различными путями, в том числе и обманом, вынуждают покупателей приобрести совершенно ненужный им товар. В каких случаях может произойти такая ситуация, куда нужно при этом подавать жалобу, и какое наказание грозит продавцу .

Какое наказание грозит продавцу за принуждение купить дополнительный товар

К сожалению, права потребителей нарушаются достаточно часто. Благодаря этому некоторые продавцы и поставщики услуг пытаются увеличить свою прибыль и даже становятся достаточно успешными в плане заработка.

Одним из ярких примеров такого недобросовестного ведения бизнеса является навязывание покупателю дополнительных товаров или услуг, передает пресс-центр Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.

Как могут заставить потребителя заплатить больше

Например, клиент автосалона собирается купить автомобиль. Его знакомят с товаром и его стоимостью, покупатель согласен со всеми характеристиками и готов оплатить установленную сумму.

Но на этом этапе ему заявляют, что покупатель должен к этой машине докупить ряд дорогостоящих устройств, которые не входят в комплектацию, аргументируя это тем, что без покупки этих дополнительных товаров приобретение понравившейся машины невозможно.

Очень часто уже настроившиеся на долгожданную покупку клиенты «клюют» на такие махинации продавцов и соглашаются на дополнительные траты.

Такие случаи могут возникнуть и в других магазинах и компаниях по оказанию услуг. Например, когда при покупке какой-либо техники вынуждают приобретать сертификат дополнительной гарантии и так далее.

Но в подобных случаях Закон «О защите прав потребителей» всецело на стороне покупателей.

Что говорит закон

В частности, статья 28 вышеупомянутого закона гласит, что продавцу, услугодателю или исполнителю запрещается обусловливать приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением других.

Потребитель имеет право на свободный выбор товаров, работ и услуг, причем надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца, исполнителя или услугодателя.

Этим же законом запрещается принуждать потребителя приобретать товары, работы или услуги в ненужном ему количестве или ассортименте.

Какое наказание грозит недобросовестному предпринимателю

К слову, согласно 177 статье Предпринимательского кодекса РК, реализация товара с принудительным ассортиментом относится к недобросовестной конкуренции, ответственность за которую предусмотрена Кодексом РК «Об административных правонарушениях». Статья 163 Административного кодекса в свою очередь гласит, что недобросовестная конкуренция влечет штраф для субъектов малого предпринимательства в размере 200 МРП или 583 400 тенге в текущем году, среднего предпринимательства – 300 МРП или 875 100 тенге, крупного – 1 000 МРП или 2 917 000 тенге.

При повторном таком нарушении прав потребителей в течение года после наложения административного взыскания штраф может увеличиться в полтора-два раза.

При этом предпринимательский кодекс разъясняет, что в понятие «реализация товара с принудительным ассортиментом» входят любые действия продавца, которые устанавливают дополнительные условия и требования, не касающиеся предмета сделки.

Как потребителю защитить свои права

Штрафы субъекты бизнеса оплачивают в государственный бюджет. Но при этом права потребителя должны быть защищены.

Продавец, услугодатель или исполнитель должен в полном объеме возместить убытки, причиненные клиенту вследствие недобросовестного навязывания дополнительных товаров, услуг или работ.

Например, если продавец все-таки «всучил» клиенту под вывеской «обязательно» дополнительный товар, последний может обратиться с претензией к тому, кто посягнул на законное потребительское право .

Такая претензия вручается лично продавцу либо направляется ему заказным письмом по почте с уведомлением о вручении. Можно отправить жалобу и на электронную почту предпринимателя или компании.

Данную претензию обязаны рассмотреть и в течение 10 календарных дней со дня её получения представить мотивированный письменный ответ.

Если от предпринимателя не поступит ответа, или он откажется устранить нарушения и возместить причиненный ущерб, то клиент вправе обратиться в Комитет по защите прав потребителей или Агентство по защите и развитию конкуренции РК.

Специалисты данных ведомств рекомендует казахстанцам отстаивать свои права и повышать правовую грамотность, чтобы не стать жертвой недобросовестных сделок.

Автор Екатерина Сохарева

Источник nur.kz