Законопроект представила вице-министр юстиции Алма Муканова .
Предприниматели, свидетели, коллекторы
К первому блоку относится долгожданное «исключение необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования». Юристы предлагают запретить регистрацию уголовного дела, если:
1) специалист правоохранительного органа не подтвердил ущерб;
2) имеется гражданско-правовой спор (пока решение гражданского суда не вступило в силу);
3) без акта налоговой проверки или без досудебного либо судебного обжалования по налоговым правонарушениям. Этот пункт касается экономических нарушений, и Алма Муканова разъяснила его необходимость: «На практике органы досудебного расследования возбуждают уголовные дела на основании рапорта, указывая при этом не подтвержденные независимыми исследованиями данные об ущербе от совершенного уголовного правонарушения». Подобные изменения содержатся в приказе генерального прокурора от 23 сентября 2016 года, и, как подчеркнула Муканова, с момента вступления приказа в силу количество дел по уголовным правонарушениям в экономической сфере уменьшилось в пять раз — с 8170 дел в 2015 году до 1618 в 2017-м.
Кроме того, предлагается обязательно согласовывать с прокурором ревизии и проверки субъектов предпринимательства в рамках рассматриваемого уголовного дела.
Переходя от «экономики» к «социуму, Алма Муканова отметила ещё одну важную поправку - введение запрета на использование в качестве доказательств показаний лица, ранее пребывавшего в качестве «свидетеля, имеющего право на защиту». «Известно, что на практике зачастую свидетели, имеющие право на защиту, в последующем признаются подозреваемыми по делу», - напомнила вице-министр и объяснила, что свидетелю, в отличие от подозреваемого, не разъясняют, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном процессе.
Соглашаясь с мнением Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, Минюст также предлагает привлекать коллекторов, превысивших свои полномочия, к уголовной ответственности. Основанием для привлечения по уголовной статье также станут злоупотребление, применение незаконных методов взыскания долгов, нарушение прав потребителей финансовых услуг и др.
«Данная мера позволит обеспечить защиту прав и интересов граждан, которые в силу юридической неграмотности могут оказаться под давлением и манипуляциями недобросовестных работников коллекторских агентств», - пообещала Муканова.
Стимулы для адвокатов
Во втором блоке, касающемся состязательности уголовного процесса, тоже вводится значительная новация — акт защиты. «В настоящее время в производство суда поступает уже полностью сформированное стороной обвинения уголовное дело, что способствует формированию у судей обвинительного уклона по делу, - объяснила докладчица. - Учитывая, что суд должен обеспечить сторонам равные возможности... предлагается предоставить стороне защиты право вносить в суд акт защиты, который будет противоположным обвинительному акту документом». По мнению Минюста, акт защиты помешает судье сформировать однобокое мнение в отношении подсудимого и простимулирует адвокатов, особенно «бесплатных» - назначаемых государством - активнее защищать своих подзащитных.
Кроме того, в проекте закона адвокату дана возможность с согласия прокурора публиковать в СМИ опровержение на публикацию органов уголовного преследования в отношении своего подзащитного. «На практике встречаются случаи, где органы уголовного преследования могут размещать информацию в СМИ, нарушающую принципы презумпции невиновности, - признала замминистра. - Это создает общественный резонанс и влияет на ход следствия, «очерняя» фигуру подозреваемого. Предоставление адвокату в ответ публиковать опровержение... усилит возможность защиты граждан до принятия судом окончательного решения».
Следующий пункт законопроекта предоставляет стороне защиты право знакомиться со всеми объектами, направляемыми на экспертизу следователем, в том числе с материалами оперативно-разыскных и контрразведывательных мероприятий, негласных следственных действий.
Юрьев день для кодексов
Третий блок законопроекта в основном направлен на цифровизацию уголовного процесса: очные ставки, допросы, расследование и само дело предлагается вести с помощью «научно-технических средств» и интернета. Это касается, например, дистанционной очной ставки и других следственных действий.
Отдельно Алма Муканова выделила улучшение уголовно-исполнительного законодательства. Так, предполагается снизить общий срок для условно-досрочного освобождения в отношении тех, кто совершил преступления небольшой или средней тяжести. Но при этом в законопроекте запрещается УДО для:
1) тех, кому наказание в виде лишения свободы заменено на ограничение свободы;
2) ранее условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания к пожизненному лишению свободы;
3) совершивших в период отбывания пожизненного лишения свободы преступление;
4) осужденных за пытки.
В заключение вице-министр предложила запретить слишком частое внесение изменений в кодексы, оставив возможность делать это только раз в год.
Автор Татьяна Панченко
Источник forbes.kz