Известный казахстанский финансист высказался о проводимой в стране денежно-кредитной политике, дефиците бюджета и недостатках пенсионной системы.
Фото: пресс-служба ФНБ «Самрук-Қазына»
Насколько эффективна денежно-кредитная политика, которую проводит Национальный банк? Как она уживается с фискальной политикой правительства? К чему ведет увеличение базовой ставки? Почему не снижается инфляция и страдает бизнес? Что делать, если в бюджете денег нет, а Нацфонд на пути к истощению? Об этом в новом выпуске Forbes Q&A журналист редакции поговорила с известным казахстанским финансистом Болатом Жамишевым. Напомним, что собеседник — председатель фонда «Қазақстан халқына», независимый директор ФНБ «Самрук-Қазына», председатель совета директоров Bank RBK.
Правильная денежно-кредитная политика должна соответствовать поставленным государством задачам, подчеркнул в начале разговора финансист. Несмотря на то что в стране «провозгласили» контрцикличную экономическую политику, до сих пор сохраняется процикличность, констатирует он, опираясь на данные Центра исследований и аналитики при Нацбанке РК.
В то же время высокая базовая ставка не решает проблему с инфляцией, утверждает Жамишев, так как потребительское кредитование в меньшей степени чувствительно к ней.
«Получатели потребительских кредитов вряд ли знают размер этой базовой ставки. (…) А если быстро растут объемы потребительского кредитования, то, безусловно, на рынке потребтоваров это находит отражение в виде роста стоимости этих товаров», — объясняет он.
При этом значительное давление оказывается на возможности кредитования корпоративного сектора, обращает внимание финансист, что в свою очередь может привести к замедлению экономического роста.
Таким образом, на те импульсы для роста инфляции, которые задает фискальная политика, Национальный банк инструментами своей денежно-кредитной политики не сможет повлиять, отмечает Жамишев.
Возникает другой вопрос — что делать, когда в бюджете денег нет, а Нацфонд на грани истощения? «Если говорить о трансфертах из Национального фонда на финансирование расходов бюджета, то проблема не только в том, что он истощается, а в том, что рост инфляции обесценивает все затраты на социальный сектор», — поясняет собеседник.
По его словам, политически и экономически идти на секвестр бюджета достаточно сложно, но в рамках действующего бюджетного законодательства это все-таки можно сделать.
Например, финансист предлагает ежегодно сокращать расходы бюджета и в целом более жёстко подходить к бюджетному планированию. «Институционально есть возможности для оценки эффективности расходов бюджета, но, наверное, нужна определенная политическая воля», — говорит Жамишев.
«Сейчас, когда цены на экспортные товары достаточно высокие, это можно сделать планово, оценивая эффективные и неэффективные расходы. Когда цены на экспортные товары упадут, тогда придётся просто отрезать — вот тогда это будет больно», — подчеркивает он.
Помогут ли нововведения в Налоговом кодексе решить проблему недофинансирования государственного бюджета? «Я бы не говорил, что мы концептуально что-то меняем в налоговой системе», — ответил финансист. Он полагает, что и новый закон о банках, разработать который поручил президент Казахстана, «на 99% будет старым законом».
Что касается предлагаемого повышения ставки КПН для БВУ с 20% до 25%, то Жамишев приходит к выводам, что такая мера «точно не убьёт банки».
В качестве председателя совета директоров Bank RBK Жамишев поделился информацией и о том, рассматривалась ли продажа финансового института другому крупному игроку.
Помимо прочего финансист рассказал о недостатках действующей пенсионной системы. В средине 2024 года он наряду с финансистами Григорием Марченко, Оразом Жандосовым, Кадыржаном Дамитовым, Анваром Сайденовым и Еленой Бахмутовой разработали и направили на рассмотрение президенту страны ряд предложений по повышению финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана. Речь не идёт о новой пенсионной системе, речь идёт о решении тех проблем, которые сегодня в ней есть, уточняет во время интервью Жамишев.
«Мы по рейтингу нашей пенсионной системы достаточно высоко стоим по всем показателям, кроме адекватности», — отмечает собеседник. Адекватность, по его словам, — это размер пенсии.
Если бы люди могли планировать своё финансовое положение в старости, в мире не было бы пенсионных систем, рассуждает он. По мнению Жамишева, изъятие пенсионных накоплений из ЕНПФ является популистской мерой.
«Но мы реалисты, мы говорим, если уже в народе прижилось изъятие пенсионных накоплений, давайте поменяем только одно условие: ты можешь изымать свои пенсионные накопления, если у тебя на пенсионном счёте есть деньги для покупки пенсионного аннуитета», — поделился одной из предлагаемых инициатив финансист.
В ходе беседы Жамишев также рассказал, чем измеряется эффективность ФНБ «Самрук-Қазына» и как влияет на компании, входящие в состав холдинга, проводимое IPO.
Кроме того, собеседник признал, что активность бизнесменов из списка Forbes в части пополнения фонда «Қазақстан халқына» стала снижаться.
Автор Меруерт Сарсенова
Источник forbes.kz