Подводим итоги года на авторынке, говорим о трендах и о будущем с генеральным директором группы Orbis Auto Динарой Искаковой.

Динара Искакова

Фото: архив пресс-службы

После того, как в 2023 году автомобильный рынок РК вырос на рекордные 60,2%, аналитики и дилеры прогнозировали в 2024 году снижение продаж. Год подходит к концу, и о том, с какими результатами его завершает отрасль, об основных трендах и об ожиданиях, связанных с 2025 годом, рассказывает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова,сообщает forbes.kz.

Динара, в конце года мы с вами уже традиционно подводим итоги. Каким был для автомобильного рынка уходящий год, если сравнить его с 2023-м?

— Рост рынка в 2023 году во многом был продиктован отложенным спросом, который тоже возник не сразу, а формировался на протяжении трех лет. Казахстан недополучал автомобили сначала из-за пандемии, потом — из-за проблем с логистикой и нехваткой полупроводников на мировом рынке, в 2022 году — в связи со сложной геополитической ситуацией. Лишь в 2023 году мы получили автомобили, которые заказывали. Кроме того, многие партнеры перенаправили в Казахстан автомобили, произведенные для российского рынка. Фактически рынок получил больше автомобилей, чем нужно, очереди расформировались. Но если в начале года у нас был дефицит автомобилей, то потом — оверстоки, которые являются серьезной проблемой для дилеров.

В прошлом году все дилеры приложили максимум усилий, чтобы разгрузить склады: помимо традиционных программ автокредитования и трейд-ина, предлагали клиентам большие скидки — порой они доходили до 5 млн тенге — и продавали автомобили ниже себестоимости. В результате автомобили приобретали даже те, кто не планировал покупку. В этом году у нас сбалансированные склады, поэтому специальные предложения для клиентов уже не спровоцированы переизбытком автомобилей. Мы делаем скидки разумно, в рамках своей маржинальности.

В конце прошлого и вплоть до августа 2024 года наметились признаки падения продаж, но, по данным Казахстанского автомобильного союза, уже за 11 месяцев 2024 года продажи новых легковых и коммерческих авто составили 179 628 единиц, что на 2,6% больше, чем в соответствующем периоде 2023 года. С чем связано снижение продаж и за счет чего удалось отыграть отставание?

— Рынок автомобилей подвержен всплескам и спадам, носящим во многом сезонный характер. В период окончания третьего и весь четвёртый квартал рынок традиционно набирает обороты. Так, до середины 2024 года на рынке наблюдалась некая волатильность. Сначала покупатели откликались на выгодные предложения, затем время от времени свою активность приостанавливали, возможно, ожидая дополнительного снижения цен. Но потом продажи выровнялись и по итогам октября удалось нагнать отставание. Плюс, лидеры рынка «включились» и нарастили продажи.

По вашим прогнозам, сколько новых автомобилей будет продано в 2024 году?

— В первой половине года мы прогнозировали, что продажи снизятся примерно на 5%, но сейчас есть все основания полагать, что рынок закроется на уровне прошлого года. В 2023 году продажи легковых автомобилей и легкой коммерческой техники составили порядка 198 тыс. единиц, в 2024-м мы ждем такой же результат либо на 1-2 тыс. больше, что будет зависеть от предновогодней активности покупателей и новых специальных предложений от дилеров, которые стремятся к концу года выполнить планы и оптимизировать склады. Уже сейчас можно сказать, что рост произойдет за счет сегмента легковых авто, поскольку продажи коммерческой техники по сравнению с 2023 годом снизились примерно на 10%. В сегменте легковых авто в целом наблюдается рост: если в 2023 году в Казахстане было продано 187 тыс. единиц, то в этом году мы ждем результата на уровне 191 тыс.

Какие тренды вы бы выделили в уходящем году? Возможно, какие-то перешли из 2023 года, а какие-то проявились впервые?

— Из трендов, которые наметились в 2023 и сохранились в 2024 году, могу отметить стагнацию в сегменте премиальных автомобилей.

Звучит очень непривычно, ведь спрос на премиальный продукт оставался стабильным в периоды любых кризисов…

— Это действительно так, но сейчас ситуация изменилась и для этого есть как минимум две причины. Сейчас рынок растёт за счёт массовых брендов. Соответственно, автоматически сокращается доля сегмента премиум относительно общего рынка. При этом в количественном выражении продажи премиальных авто могут остаться на прежнем уровне. Это как раз та условная стабильность, о которой вы сказали. Но есть и еще один важный момент — многие из тех, кто хотел и был готов приобрести премиальный автомобиль, уже сделали это.

В последние годы доля премиального сегмента составляет порядка 4%. В 2021-23 годах, как и на рынке в целом, продажи поддерживал отложенный спрос, возникший на волне пандемийного дефицита и нарушения цепочек поставок. В 2022 году в премиум-сегменте было продано 5232 авто, в 2023-м — 7322. После такой высокой покупательской активности в 2024 году продажи премиальных брендов в натуральном выражении снижались. Это побудило дистрибьюторов предоставлять специальные условия для покупателей. Тем не менее, по нашим ожиданиям, все эти факторы так или иначе приведут к сокращению доли премиального сегмента до 3,3%.

Как в предыдущие годы, отмечается тенденция роста продаж авто в ценовом сегменте до 11 млн тенге. На мой взгляд, у сегмента новых автомобилей стоимостью до 11 млн тенге очень хорошие перспективы, за счет таких авто и будет происходить обновление автопарка. По сути, за последние два года рынок вырос со 123 тыс. до 198 тыс. единиц за счет расширения предложений именно в этом ценовом сегменте, и, что примечательно, все эти предложения представлены производителями из КНР. За счет технологичности и хорошего оснащения даже в базовой комплектации китайские бренды отъедают долю пирога у известных производителей, которые много лет удерживали первенство в бюджетном ценовом сегменте.

Какую долю рынка занимают автомобили из КНР и появятся ли в Казахстане новые китайские автомобильные бренды? Кстати, можно ли уже судить о том, как «китайцы» проявляют себя в эксплуатации, что говорят потребители?

— В 2023 году на долю китайских автомобильных марок приходилось в среднем 25,2% от общего объема рынка, в этом — уже 38,3%. По нашим оценкам, рост продолжится и в перспективе года или двух достигнет 50%, и если ранее доля росла за счёт увеличения количества новых брендов, то в дальнейшем этот рост будет происходить за счёт потери доли рынка других автопроизводителей, сдающих свои позиции. Иначе говоря, «китайцы» обосновались и теперь будут усиливать своё присутствие на нашем рынке.

При этом, на мой взгляд, на рынок вряд ли зайдет больше двух-трех новых брендов из Китая, поскольку все ведущие марки уже здесь; возможно, какой-то бренд уйдет, а другой придет ему на смену. Но такой активной экспансии китайских автопроизводителей, как в предыдущие два года, точно не будет. Сегодня в Казахстане представлено 25 китайских марок, и больше наш рынок вряд ли выдержит. Емкость рынка не бесконечна. Кроме того, не стоит забывать про японских и корейских автопроизводителей, которые представлены в Казахстане очень давно и намерены отстаивать свои позиции.

Что касается эксплуатации, то по гарантийным случаям ситуации разные, какие-то бренды показали себя более надежными, какие-то — менее, но в целом коллапса нет.

Китайские бренды за последние два-три года заметно изменили ландшафт рынка новых машин. Повлияло ли появление большого количества китайских авто на «вторичку»? Как в целом себя чувствовал сегмент авто с пробегом?

— Автомобили с пробегом в этом году очень сильно упали в цене — возможно, на китайские марки цены снизились чуть больше, но критичной разницы нет. Отчасти это результат того, что удалось справиться с дефицитом новых автомобилей. При выборе автомобиля ключевым фактором для покупателя является цена, и если по сопоставимым ценам можно купить либо новый автомобиль, либо автомобиль с пробегом, то выбор очевиден. За те же 11 млн тенге можно купить подержанный японский седан на вторичном рынке или новый китайский кроссовер у официальных дилеров и с выгодными условиями по гарантии. Предложения на «вторичке» очень много, но у большинства продавцов завышенные ожидания относительно цены. По факту они вынуждены делать большие скидки, чтобы продать даже самые хорошие автомобили. По моему мнению, автомобили с пробегом будут дешеветь и дальше. Возможно, ситуация стабилизируется к концу следующего года.

На вторичном рынке сказались и изменения в правилах кредитования. Ужесточение требований расчета коэффициента долговой нагрузки привело к снижению количества одобряемых автокредитов. Сегодня из 100 заявок на кредит одобряют в среднем 20-30%, а в сегменте автомобилей с пробегом доля продаж в кредит доходила до 80%. В целом ставки по кредитам очень высокие: 21-24% или 26-27% на авто с пробегом — это очень много. Хотелось бы, чтобы люди имели возможность обновить свой автомобиль на более выгодных условиях, имели доступ к более дешевому финансированию.

С 1 декабря в Казахстане начали действовать новые правила ввоза автомобилей моложе трех лет. Изменилось ли что-то в связи с этим для казахстанцев, которые хотят ввезти автомобиль из других стран?

— Для физических лиц никаких серьезных изменений не произошло — один человек, как и раньше, сможет ввозить один автомобиль в год для личного пользования, оформив разрешение специализированного образца СГБТС («Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства»). Правда, ожидается, что меры контроля этого самого «личного пользования» будут значительно усилены. В частности, если одно и то же физлицо попытается в течение определённого периода привезти ещё один автомобиль, то получит отказ от таможенных органов. Эти меры направлены на сокращение теневого импорта и обеспечение налоговых поступлений в бюджет. Что касается юрлиц, то теперь автомобили могут завозить только те лица, которые официально указаны в ОТТС («Одобрение типа транспортного средства»). Раньше юрлица могли ввезти авто по доверенности; теперь такой вариант исключен, право ввоза имеют только юрлица, вписанные в ОТТС.

Что, по вашим прогнозам, ожидает казахстанский авторынок в 2025 году?

— Очевидно, что ситуация на валютном рынке не может не сказаться на уровне цен. Уже сейчас можно сказать, что с ростом курса доллара цены на новые автомобили вырастут, ориентировочно рост составит 10-15% процентов. Тем не менее мы предполагаем, что объем рынка сохранится на уровне нынешнего года, то есть 200 тыс. автомобилей, и даже не исключаем вероятности того, что рынок немного вырастет — едва ли более чем на 5%. Но и снижения продаж, с большой долей вероятности, не произойдет.

Авторы Виктор Бурдин,Татьяна Панченко

Источник forbes.kz