Умут ШаяхметоваПосле оказания господдержки ряду банков второго уровня (БВУ) в размере более Т3 трлн в прошлом году ситуация в банковском секторе стабилизировалась. Однако темпы роста кредитования экономики по-прежнему не вселяют оптимизма.

О том, какую роль сыграла масштабная государственная поддержка банков, что ждет те из них, которые не выполнят условия госпрограммы по повышению финустойчивости банковского сектора, и что может стать новыми драйверами для значительного увеличения объемов кредитования экономики со стороны банков, мы попросили рассказать председателя правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметову.

- Умут Болатхановна, как Вы в целом оцениваете ситуацию в банковском секторе?

- Однозначно лучше, чем в прошлом году. Произошли позитивные изменения в секторе. В частности, государством были приняты меры по оздоровлению банков, из банковской системы был выведен «БТА банк», а уровень NPL (неработающих кредитов - КазТАГ) в целом по сектору снизился.

В этом году я ожидаю рост кредитного портфеля банков, поскольку ликвидность в секторе остается на высоком уровне, процессы дедолларизации продолжаются, а обменный курс стабилизировался. То есть сейчас можно говорить о наличии множества объективных позитивных трендов.

- Насколько господдержка банковского сектора в прошлом году была своевременной мерой? Может, это надо было делать еще 8 лет назад, когда уже стали понятны масштабы проблем с «плохими» кредитами и с потенциальным недостатком капитала?

- Наверное, господдержка (по программе Нацбанка по повышению финансовой устойчивости банковского сектора – КазТАГ) оказалась запоздалой мерой, и некоторые решения надо было принимать намного раньше – практически сразу после кризиса 2009 года. И возможно, нужно было применять более жесткие меры - такие как отзыв лицензии. Но что было, то было, ведь задним числом мы все умные.

Поэтому в целом я положительно оцениваю ту господдержку, которая была оказана банкам в прошлом году. Все-таки были проявлены и политическая воля, и мужество, и профессионализм, и грамотность со стороны регулятора, раз была принята беспрецедентная программа по оздоровлению банковского сектора.

- После оказания столь масштабной госпомощи банковской системе можно было ожидать, что банки выйдут из состояния «зомби», то есть начнут активно наращивать кредитование экономики…

- Часть банков уже вышла из состояния «зомби». В первую очередь это Казкоммерцбанк. У другой части банков этот процесс займет несколько больше времени. Но в целом оздоровление банковского сектора уже происходит и должно происходить и дальше.

- А что ждет те банки, которые принимают участие в программе регулятора по повышению финансовой устойчивости, но не смогут выполнить ее условия?

- Национализация. Ведь банки выпускали субординированные облигации, которые купил Нацбанк, а на эти средства БВУ приобрели ноты регулятора. Получается, что теперь этот субординированный долг «висит» в капитале БВУ, принявших участие в программе. И он будет конвертирован в акции тех банков, которые не вернут в установленные сроки этот субординированный долг Национальному банку.

- Давайте поговорим о монетарной политике. Нацбанк продолжает снижать базовую ставку, опустив ее в начале марта до 9,5%. Насколько сильно продолжающееся смягчение денежно-кредитной политики регулятором сказалось на снижении привлекательности для БВУ инвестиций в ноты НБРК? Или эти бумаги по-прежнему интересны банкам, тем более в условиях дефицита качественных инвестпроектов?

- Ноты Нацбанка остаются для банков очень привлекательным инструментом для инвестирования, потому что огромную ликвидность, которая сейчас есть в банковском секторе, просто некуда размещать. Потом эти бумаги дают возможность получить доход. И та доходность, которая складывается по нотам регулятора – сейчас она опустилась ниже 9% - все равно лучше, чем, допустим, 0 или 5%.

Но по мере снижения базовой ставки ситуация складывается таким образом, что банкам уже становится более выгодно не инвестировать в ноты Нацбанка, а начинать кредитовать. Если есть хороший заемщик, то банкам выгодней выдать кредит под 12%, чем вкладывать в бумаги с доходностью чуть менее 9%. Поэтому у банков уже появился стимул для кредитования.

- Когда в таком случае следует ожидать заметного роста кредитования банками? Или для этого понадобится дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики Нацбанком?

- По результатам второго полугодия прошлого года мы уже наблюдали рост кредитного портфеля банков. А то снижение, которое произошло в начале этого года, носит сезонный характер, поскольку в январе выплачиваются бонусы, люди более активно погашают задолженность особенно по розничным кредитам, происходит закрытие бюджетных программ, заканчиваются и перезаключаются договоры. Потом в первом квартале очень много праздничных дней.

Поэтому в первые три месяца каждого нового года традиционно происходит снижение выдачи кредитов. Но начиная со второго квартала я ожидаю возобновления роста кредитования, конечно, если существующие позитивные макроэкономические условия продолжат сохраняться на том уровне, на каком они есть сейчас. Это касается, в том числе, и цен на нефть. Если они хотя бы не будут снижаться, то по кредитованию однозначно будет позитивный тренд.

- Ожидаете ли Вы, что в условиях продолжения позитивных тенденций Нацбанк и дальше будет снижать базовую ставку?

- Да. И если посмотреть на действия российского Центробанка, то можно увидеть, что он также продолжает смягчать монетарную политику. По нашему прогнозу, Нацбанк может опустить базовую ставку к концу этого года до 9%.

- Глава государства заявил о необходимости новой ипотечной программы «7-20-25». Как Вы считаете, способна ли ее реализация кардинально изменить негативную ситуацию на рынке ипотеки?

- Все будет зависеть от объемов финансирования, которые будут выделены в рамках этой программы, и от того, как она будет исполняться. Как известно, дьявол прячется в деталях. И нам пока неизвестны детали и механизм реализации этой программы.

Если механизм освоения денег сделают легким, простым и понятным, то осуществление этой программы может существенно повлиять на изменение ситуации на рынке ипотеки в положительную сторону.

- Вам что-нибудь известно об объемах средств, которые будут направлены на реализацию этой программы?

- Нет, из официальных источников об этом мне пока ничего не известно.

- А как Вы считаете, стоит ли ожидать нового ценового бума на рынке жилья после запуска новой ипотечной программы?

- Конечно, ее реализация повлияет на стоимость жилья. Главное, чтобы она не привела к спекулятивному росту цен. И эти нюансы очень важны. Поэтому есть очень много моментов и вопросов, связанных с этой программой, по первичному и вторичному рынку жилья: какая категория граждан сможет рассчитывать на получение льготной ипотеки, будут это только социально уязвимые слои или все граждане, какой будет минимальная и максимальная сумма на одного заемщика и т.д.?

То есть существует очень много деталей, которые после начала реализации этой программы могут влиять на ситуацию на рынке недвижимости в целом, и в частности - на цены на жилье.

- Получается, эта программа может стать тем инструментом, который способен поднять цены на жилье со дна, где они сейчас находятся?

- Может. И думаю, что в целом новая ипотечная программа точно повлияет на стоимость жилья, но масштаб этого влияния зависит от тех деталей, которые я перечислила.

- А какие есть предложения у «Народного банка» по новой ипотечной программе?

- У нас предложения очень простые – разместить деньги, которые будут выделены на реализацию этой программы, в банковском секторе под 3%. При этом 4% составит маржа банка. В итоге заемщику эти средства будут выдаваться под 7%.

При этом надо определить, какие банки могут участвовать в этой программе. Безусловно, это должны быть платежеспособные БВУ. И тогда можно быстро приступить к реализации программы.

Во-первых, для государства это будет очень дешево, поскольку не нужно будет создавать лишнее юридическое лицо (для реализации программы Нацбанк намерен создать отдельную компанию – КазТАГ), туда набирать людей, проводить мониторинг его деятельности.

Во-вторых, это будут возвратные деньги, поскольку банки обязуются их вернуть. И, в-третьих, очень важный момент - это будут деньги, которые приносят доход: минимально 3% маржи государства – это уже не субсидии, которые выделяются безвозвратно.

Остается дождаться, какой окончательный вариант механизма реализации программы будет принят.

- Насколько я понимаю, Ваши предложения по этой программе сильно отличаются от предложений регулятора, который в качестве механизма планирует использовать секьюритизацию - скупать с помощью специальной компании ипотечные облигации банков?

- Да, они отличаются кардинально.

- То есть Вы выступаете против того механизма реализации программы, который предлагает Нацбанк?

- Пока еще не видно полностью, каким будет этот механизм, и не понятно, как предположительно он будет работать, поэтому я не могу сказать, поддерживаю я его или нет.

Но вот то, что мы понимаем, уже прошли и имеем в этом деле опыт, - это механизм фондирования, который я озвучила в наших предложениях. Может быть, регулятор, в конце концов, тоже предложит что-то легкое и простое. Посмотрим.

- В конце позапрошлого и в начале прошлого года Вы предсказывали, что 2017 год для банковского сектора пройдет под знаком консолидации. Так и произошло. А под каким знаком для банковской системы пройдет этот год?

- Во-первых, я надеюсь, что в этом году банки пройдут процесс очищения от проблемных кредитов: наверное, банки будут активно создавать провизии и списывать неработающие займы.

Во-вторых, я надеюсь на то, что мы увидим рост кредитования и рост банковской системы в целом.

- Можно ли ожидать того, что новыми драйверами роста кредитования станут дальнейшее снижение базовой ставки и запуск Нацбанком новой ипотечной программы?

- Да. Повторюсь, ликвидности в секторе много, дедолларизация продолжается, а клиенты начинают более активно интересоваться кредитными продуктами. Поэтому я верю, что этот год будет позитивным для банков.

- Спасибо за интервью!

 

Источник: КазТАГ