Основная часть долга сформировалась за счет частных пенсионных фондов еще до создания ЕНПФ.
Казалось бы, система правосудия должна четко осознавать, что возврат всех долгов — гарантия обеспеченной старости будущих вкладчиков. Однако в процессе претензионно-исковой работы с проблемными эмитентами ЕНПФ сталкивается с волокитой исполнения решений судов. Многие должники избегают добровольного расчета по долгам — уничтожают документы, скрывают имущество и реальных его владельцев. Несмотря на это, даже самые безнадежные долги банкротов постепенно возвращаются на счета вкладчиков. Детали проводимой с должниками работы рассказала управляющий директор АО «ЕНПФ» Наталья Сарсенова.
— Наталья Васильевна, фонд регулярно отчитывается перед вкладчиками о состоянии портфеля, в том числе и о его проблемной части. Однако до сих пор многие считают, что 161 млрд тенге долгов наработал сам ЕНПФ, а не его частные предшественники.
— Передача пенсионных активов из частных накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ завершилась в 2014 году. Тогда же и обнаружился портфель из 32 проблемных эмитентов на сумму 161,45 млрд тенге. Причем по номинальной стоимости. Значительная часть этой суммы приходится на дефолты, допущенные эмитентами в период с 2006 по 2010 годы. То есть задолго до создания ЕНПФ.
Что сделали мы? Мы начали активную работу по взысканию этой задолженности. Если в деталях, то с 2014 по 2016 годы перед фондом была погашена задолженность на сумму в 1,475 млрд тенге. В 2017 году взыскали еще 1,249 млрд тенге, в 2018-м — 14,8 млрд тенге. За 11 месяцев 2019 года возвращено еще 4,376 млрд тенге.
По двум компаниям полностью погашена задолженность на сумму 1,3 млрд тенге по номинальной стоимости. Четыре проблемных эмитента ликвидированы, поэтому их задолженность в размере 10,2 млрд тенге списана. По семи эмитентам проведена реструктуризация долга. Он по номинальной стоимости составляет 113,4 млрд тенге.
И по состоянию на 1 ноября 2019 года по номинальной стоимости задолженность снизилась до 46,7 млрд тенге. Это менее 0,5% от всех пенсионных активов. А проблемных эмитентов стало не 32, а 21.
Условно мы поделили этих оставшихся эмитентов на три категории:
- эмитенты, в отношении которых проводится реабилитационная процедура (3 эмитента с общей суммой задолженности по номинальной стоимости 16,2 млрд. тенге);
- эмитенты, в отношении которых ведется исполнительное производство (14 эмитентов с суммой задолженности 12,9 млрд. тенге);
- эмитенты, находящиеся в процедуре банкротства и дальнейшей ликвидации (4 эмитента с суммой задолженности 17,6 млрд. тенге).
За время работы ЕНПФ в портфеле фонда появились 2 новых проблемных эмитента — ликвидированные банки второго уровня «Qazaq Banki» и «Эксимбанк Казахстан». У АО «Qazaq Banki» перед ЕНПФ есть задолженность по депозитам. Вклады частично досрочно погашены, остаток долга составляет 1,06 млрд тенге. АО «Эксимбанк Казахстан» имеет задолженность по депозитам и купонным облигациям. В 2019 году банк погасил задолженность по основному долгу и вознаграждению по депозитам в размере 1,12 млрд тенге. Осталась задолженность по купонным облигациям в 12,9 млрд тенге по номинальной стоимости. Фонд находится в 8-й очереди реестра требований кредиторов банка. Но поскольку ликвидационная комиссия банка работает быстро и слаженно, активно проводит претензионно-исковую работу в отношении должников, есть шансы вернуть большую часть задолженности.
— Расскажите подробнее об эмитентах, чьи долги достались вам в наследство от частных пенсионных фондов?
— Четыре компании допустили дефолты, в результате чего задолженность перед фондом по номинальной стоимости составляет 10,03 млрд тенге.
В частности, долги по купонным облигациям имеет АО «Имсталькон». Разбирательство с этим эмитентом ведется в уголовном порядке. В розыске находится акционер «Имсталькона» Владимир Кананыхин.
ТОО «Корпорация «АПК Инвест» имеет задолженность по купонным облигациям.
Отмечу действия должника по привилегированным акциям АО «Атамекен Агро», который в 2019 году вернул фонду 1,76 млрд тенге. ЕНПФ вел с этим должником претензионно-исковую работу, которая закончилась подписанием мирового соглашения, обеспеченного залогом в виде недвижимого имущества. АО «Атамекен Агро» погасило задолженность досрочно, нежели это было определено мировым соглашением.
Еще один должник «из прошлого» — бразильская компания SAMARCO Mineracao S.A. С ней разобрались — ценные бумаги были проданы.
Кстати, АО «АБДИ Компани» и АО «Астана-финанс полностью исполнили свои текущие обязательства перед ЕНПФ. 70% долга вернуло АО «Орнек XXI», чьим владельцем является участник рейтингов Forbes Ерболат Апсалямов. В ходе судебных процессов по взысканию оставшейся задолженности, являющихся прямым следствием ранее возбужденного уголовного дела, представители компании заявляют о своей готовности закрыть долг полностью.
— Каким образом вам удалось восстановить сроки исковой давности, ведь эти сделки были совершены гораздо раньше, чем 3 года назад? Кроме того, в нашей стране мало выиграть суд, нужно еще добиваться исполнения решения суда.
— По восстановлению сроков исковой давности совместно с Национальным банком провели долгую и кропотливую работу.
Что касается исполнения вынесенных судами решений, то нам пришлось сталкиваться даже с недобросовестными судебными исполнителями. Они всячески затягивали процесс взыскания долгов даже с тех эмитентов, у которых были активы. Приходилось обжаловать в суде действия судебных исполнителей. А в это время должники пытались прятать свои активы.
— Как правило, банкротами организации становятся в случае тяжелого экономического положения. Но если у большинства должников были активы, то, стало быть, до банкротства эти эмитенты дошли по другим причинам?
— Именно! Большинство увлеклись выводом активов или использовали привлеченные у ЕНПФ деньги не по целевому назначению. Вскрылись также факты мошенничества.
Сейчас уголовное производство ведется в отношении 11 эмитентов, одного из которых я указала выше.
Кроме акционера «Имсталькона» от правоохранительных органов скрывается и бывший председатель правления АО «РЭМИКС-Р» Тимур Беспаев.
Помимо бегства, виновные в причинении ущерба пенсионным активам всячески пытаются запутать следственные органы. Они назначают номинальных первых руководителей, уничтожают финансовые документы, а также привлекают к участию в процедуре взыскания долгов сомнительных кредиторов. Именно подобный подход имел место в случае с должниками АО «HOMEBROKER» и АО «Казахстан Кагазы».
Кстати, бывшее руководство АО «HOMEBROKER» самоустранилось от деятельности компании, а первым руководителем назначило умершее лицо. Что примечательно, в числе бывших руководителей и собственников данного эмитента числится бывший участник рейтингов «Forbes» Айбар Даутов.
Отдельного внимания заслуживает и собственник другого должника ЕНПФ — АО «Глотур» — Еркин Калиев. Сразу после возбуждения уголовного дела в отношении компании он изъявил желание погасить задолженность. Однако из-за проволочек, возникших при расследовании уголовного дела, к сожалению, потерял связь с ЕНПФ.
По одному из крупнейших должников Фонда – АО «Казахстан Кагазы» — продолжаются судебные разбирательства в Лондоне. Именно там находится основная часть имущества бывшего акционера и руководителя компании Максата Арипа. Санкционирован его арест. Поскольку АО «Казахстан Кагазы» действующее предприятие, ведем переговоры с новым собственником об изыскании дополнительных источников погашения задолженности.
В ближайшее время будут новости еще по ряду проблемных эмитентов, не желающих добровольно погашать задолженность перед ЕНПФ.
Источник 365info.kz