Бельгийский политик Ив Летерм дал эксклюзивное интервью руководителю пресс-службы Института мировой экономики и политики Зарине Сейфуллиной.

Картинки по запросу "ив летерм""

— Как вы оцениваете вклад Нурсултана Назарбаева в развитие отношений между Европейским союзом и постсоветским пространством?

— Я думаю, что роль господина Назарбаева была решающей и очень положительной не только в развитии Казахстана, являющегося в настоящее время средней экономической силой, если говорить глобально, но и тесно связанной с внутренним экономическим развитием, а также с позиционированием Казахстана на мировой арене.

Очень важно, что

ваша страна стала самым сильным партнером в переговорах между Европейским Союзом и Центральной Азией

Европейский Союз, на самом деле, это небольшая территория на окраине Евразийского континента. По другую сторону Евразийского континента от вас – Китай, Корея, Япония, так что между этими двумя блоками у вас очень обширная территория, и крайне важно, что такой миролюбивый и сильный лидер выступил с инициативой структурировать эту территорию после распада Советского Союза.

— Каким вы видите сотрудничество в долгосрочной перспективе между Европейским союзом и развивающимися странами постсоветского пространства?

— Европейский Союз (ЕС) должен делать больше. Я думаю, что ЕС уже проводит довольно сильную политику соседства, но ему следует больше инвестировать в отношения и взаимодействие со своими соседями, Россией, Балканами, Беларусью и конечно с Турцией.

Нужно выходить за рамки этих отношений и вкладывать больше средств в укрепление связей со странами Центральной Азии, в которой, конечно, Казахстан является лидером.


Будучи заместителем генерального секретаря ОЭСР несколько лет назад, я стал свидетелем сильного экономического развития Казахстана, основанного на его огромных природных ресурсах, желании стать частью мирового сообщества с точки зрения свободной торговли, промышленного и экономического развития.

Таким образом, Казахстан действительно догоняет другие развитые страны и будет играть еще более важную роль в международном сообществе. Поэтому укрепление взаимодействия с Казахстаном не только в интересах Казахстана, но и Европейского Союза.

— Какой вклад может внести Европейский Союз в создание единого пан-евразийского сообщества?

— Азия в настоящее время является единственным континентом без приставки “пан”, которая бы включала в себя всю организацию региона. Поэтому, я думаю, здесь

Казахстану вместе с Россией отведена особая роль в структурировании огромной евразийской территории,

и Европейский Союз может стать очень хорошим партнером в этом деле. И что наиболее важно, через крепкие экономические отношения, культуру, открытость.

В какой-то степени все мы разные, например, казахи и бельгийцы разные, но у нас много общих ценностей, мы разделяем стремление к более сильному социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, рациональному использованию ресурсов и так далее. У нас есть общая повестка дня и партнерство, которое нужно усиливать.

— Будучи премьер-министром Бельгии, вы пытались создать коалицию, чтобы избежать размежевания по этническому принципу. Каким опытом вы бы поделились с Казахстаном, также являющимся многонациональной страной?

— Существует «водораздел», четкая граница – культурная и лингвистическая, проходящая через Бельгию. Есть разделительная линия, проходящая через Европу между латинскими, скандинавскими и германскими странами.

Когда Бельгия была создана, это было своего рода дипломатическое решение, у нас не было сильной общей истории. Таким образом, в истории Бельгии очень важно, что несмотря на отсутствие консенсуса в определенный момент, нам всегда удавалось достичь договоренностей.

Поэтому надо вкладывать средства в примирение, быть открытыми для взаимных точек зрения. Я думаю, это крайне важно для построения нации. И я уверен, что руководство Казахстана, страны с такой обширной территорией, которая примерно в 90 раз превышает размеры Бельгии, и с населением в 18 миллионов, учитывает разнообразие и пытается объединить людей, с полным пониманием и уважением существующих различий.

— Возможно ли предпринять что-нибудь еще?

— Я думаю, необходимо создать управляющие структуры, нацеленные на интеграцию. Независимо от того, какие назначения сделаны, какие бы модели управления не были созданы, они стремятся учесть все точки зрения и предоставить справедливую позицию, реальную возможность выразить эти мнения и принять участие в процессе принятия решений.

У нас в Бельгии очень сильная культура, которую мы называем федерализмом. Это означает, что власть исходит от всех регионов, составляющих Бельгию. У нас есть федеральная конституция, в которой обозначено, что составляющие Бельгию регионы, имеющие различное происхождение и культурные традиции, говорящие на разных языках, теперь имеют определенные полномочия в самоорганизации и влиянии на образование, культуру и некоторые другие направления политики.

Но они всегда действуют сообща, когда необходимо защитить общее благосостояние государства, нации и граждан. Поэтому

важно сохранять хороший баланс между признанием этнического разнообразия, с одной стороны, и в то же время объединением и стремлением к укреплению потенциала всей нации, с другой стороны.

Картинки по запросу "ив летерм""

— Насколько, по вашему мнению, современная европейская политика на восточном направлении отвечает стратегическим целям Евросоюза?

— Европейский Союз нуждается в безопасности и стабильности. Конечно, на внутреннем уровне это гарантировано договором. И я думаю, что в этом отношении Европейский Союз, возможно, является одним из самых впечатляющих примеров с точки зрения установления продолжающегося мира на европейском континенте, который был разрушен в результате ужасных войн в ХХ веке.

Но для достижения устойчивого мира нам также необходимо ладить с другими державами и государствами, поэтому вклад в создание мирных отношений между Европейским союзом, Центральной Азией, а также с Турцией, Россией, странами Северной Африки имеет решающее значение.

Вы не можете добиться стабильности на своей собственной территории, например, в Европейском союзе или Центральной Азии, если у вас нет выстроенных регулируемых отношений с соседними державами.

Таким образом, Европейский союз и Центральная Азия должны постоянно сотрудничать, чтобы укреплять мирные договоренности и всякий раз, когда возникают потенциальные конфликты, собираться и сообща принимать решение.

— Как вы оцениваете отношения между европейскими странами с учетом затянувшегося Брексита, а также дискуссий и споров по этому вопросу?

— Конечно, очень расстраивает, что член Европейского Союза – Великобритания, всегда занимавшая особое место в европейской интеграции, с небольшим большинством на референдуме в определенный момент решила покинуть ЕС.

Давайте будем откровенны — это шаг назад. Но это не помешает Европейскому Союзу продолжать интеграцию и укреплять сотрудничество. Это жизненно необходимо не только для стран-членов ЕС, но и всего мира.

Картинки по запросу "ив летерм""

Существуют тенденции к разделению, к отделению, и это идет вразрез с общими интересами граждан в Европе, Европейском Союзе, а также в Казахстане и других странах мира. Поэтому я надеюсь, что Брексит является все-таки своего рода исключением из общей тенденции к более тесным связям и сотрудничеству во всем мире.

— Разделяете ли вы обеспокоенность по поводу возможного выхода других стран из ЕС?

— В какой-то момент был определенный страх, что другие государства-члены Европейского союза последуют примеру Великобритании. К счастью, этого не произошло. На протяжении всего процесса, очень разочаровывающего процесса по Брекситу, мы увидели, что 27 других членов ЕС всегда были едины, в какой ситуации они бы ни находились.

Конечно, мы видим, как в некоторых странах набирает обороты популизм. Например, в Италии или даже в Испании и Франции есть популистские партии, которые в своих программах ставят цели по выходу из Европейского Союза. Но я совершенно убежден, что несмотря на популистскую тенденцию, мы преодолеем эти проблемы, которые в принципе разрешаемы.

Вы знаете, мы пережили очень трудные времена, вспомните о финансовых кризисах. Сейчас положительным моментом является то, что мы видим более смелую и мудрую реакцию политиков и избирателей на европейском континенте по сравнению с тем, что происходило в ХХ веке, когда в 1939 году на фондовом рынке произошел крах.

В конце концов, все это закончилось ужасной мировой войной. Сейчас мы переживаем очень глубокий финансовый кризис, который сопоставим с последствиями краха фондового рынка. Но реакция на ситуацию более разумна. Конечно, мы должны решать проблемы, мы должны бороться с причинами недовольства граждан, популизмом. Мы должны более справедливо распределять блага среди граждан – уровень неравенства сейчас высок!

Когда мы видим, что Европейский Союз не выполняет обязательства, должны улучшать сильные стороны, разрабатывать более доступный для всех слоев населения политический курс. Так что у нас много «домашней» работы.

Но я абсолютно уверен, что Европейский Союз преодолеет проблемы популизма, который в определенной степени нацелен на разделение наций, разделение такого замечательного проекта как европейская интеграция.

— Как вы оцениваете взаимодействие стран Европы с Центральной Азией в условиях продолжающихся санкций ЕС в отношении России?

— Санкции Евросоюза против России связаны с тем, что происходит на Донбассе. Это противоречит всем международным глобальным правилам. Я думаю, очень важно, что Европейский Союз придерживается стратегии защиты, основанной на принципах многосторонности.

После Второй мировой войны при участии ООН все мы договорились об общих правилах, но Россия действует против этих правил, поэтому международное сообщество должно было отреагировать.

Думаю, сейчас нужно приложить немного больше дипломатических и мирных усилий, чтобы

попытаться договориться с Россией и в какой-то момент отменить санкции в интересах россиян, граждан ЕС и Казахстана

Справка о спикере:

Ив  Летерм — премьер-министр Бельгии (2008, 2009-2011), генеральный секретарь международного демократического института IDEA (2014-2018). Родился 6 октября 1960 года.

В 1981 году изучал право в Католическом университете Левена. После этого поступил в Гентский университет, который закончил в 1983 году со степенью бакалавра по политологии, через год получил степень магистра правовых наук, а в 1985 степень мастера государственного управления.

В федеральном правительстве занимал посты вице-министра и министра по бюджету, транспорту и институциональным реформам, прежде чем стать премьер-министром в 2008 году. Вновь вошел в правительство в 2009 году в качестве министра иностранных дел и вторично принял пост премьер-министра 25 ноября того же года. Во время его пребывания в качестве премьер-министра Бельгия председательствовала в Европейском союзе.

В 2014-2018 годы занимал пост Генерального секретаря в Международном институте по вопросам демократии и помощи в проведении выборов (International IDEA). Свободно владеет голландским, французским и английским языками.


Источник 365info.kz