В регионах Казахстана продолжают вводить ограничения на работу отдельных сфер бизнеса из-за роста заболеваемости коронавирусом. При этом после локдаунов и ограничений, действовавших почти весь 2020 год, многие предприятия до сих пор не смогли оправиться от запретов и нуждаются в поддержке. О том, какими способами государство будет помогать встать на ноги бизнесу, в интервью рассказал первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Тимур Мекешевич, в 2020 постоянно звучал вопрос об официальных оценках потерь бизнеса из-за вводимых ограничений. Окончательных ответов на эти вопросы так и не было получено. Есть сейчас точные оценки, в каком состоянии находится сектор МСБ по итогам 2020 года?
- Агрегированной цифры пока действительно нет, окончательная статистика еще подсчитывается. По оперативным данным нацстатистики, на 1 марта этого года отмечается рост количества как зарегистрированных (на 1,8%), так и действующих субъектов МСБ (на 2,9% к уровню прошлого года). За 9 месяцев прошлого года численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составила 3 млн 344 тыс. человек (рост на 25 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), выпуск продукции субъектами МСП составил 21,7 трлн тенге с ростом на 0,6%.
Если обратиться к отраслевому анализу, то, несмотря на кризис, ряд секторов, связанных с производством товаров, в прошлом году демонстрировали динамизм. Например, фармацевтика выросла почти на 40%, производство продуктов питания – на 3,4%, бумажной продукции – на 15%, текстильных изделий – на 4,4%, машиностроения – на 16,5%. Эти результаты связаны, в том числе, с масштабными мерами государственной поддержки бизнесу, которые были оперативно приняты в прошлом году.
Вместе с тем локдаун очень серьезно повлиял на экономику в целом и на состояние МСБ в частности. Очевидно, что в первую очередь пострадали секторы, связанные с туризмом, транспортом, сферой гостеприимства, и вообще сектора услуг, которые непосредственно работают с населением. К сожалению, в настоящий момент мы не располагаем статданными по секторам услуг. Они будут доступны в конце апреля.
В целом экономика в прошлом году сократилась на 2,6%, а малый и средний бизнес принял на себя основной удар.
Есть подсчеты самого бизнес-сообщества о потерях. Известно, что фактически были остановлены такие сектора, как индустрия развлечений, туризм, рестораны, дополнительное образование, другие сферы. Есть официальные оценки, сколько потерял бизнес?
- В соответствии с графиком публикации статистики, уточненные данные за 2020 год по упомянутым секторам услуг будут опубликованы в конце апреля.
По отдельным секторам есть оперативная информация уже сейчас. В частности, по сфере туризма: количество посетителей и выездного, и въездного туризма сократилось более чем на 70%, внутренний туризм - на 25%. Количество обслуженных посетителей в местах размещения снизилось на 42%.
Доля туроператоров, от которых не было налоговых поступлений, выросла с 9,7% в 2019 году до 22% в 2020 году. Аналогичная доля турагентов выросла с 10% в 2019 году до 17% в 2020 году. В целом в 2 раза сократился объем налоговых поступлений от туроператорской и турагентской деятельности.
У нас также есть диагностика, проведенная НПП «Атамекен» по более чем 50 тыс. предприятий в начале этого года. Это большая выборка, позволяющая с уверенностью опереться на результаты исследования. Опрос подтвердил выводы о том, что основные потери понесли предприятия сферы услуг: сократилось количество работников, снизился уровень доходов в секторах услуг по проживанию и питанию, услугах, связанных с развлечениями и отдыхом, туризмом, предоставлением прочих услуг.
В этой связи меры поддержки, которые сейчас планируются, достаточно селективные, так как мы стараемся фокусироваться на наиболее острых потребностях. У нас налажено тесное взаимодействие с НПП, Форумом предпринимателей, другими бизнес-ассоциациями по этим вопросам.
Например, много запросов поступает на поддержку бизнеса в доступе к финансированию, есть запрос на отсрочки по налоговым платежам, кредитам, неначисление пени за просрочки по кредитам. С учетом того что в прошлом году большое количество заемщиков вынужденно допустили просрочку по кредитам, бизнес выражает озабоченность и предлагает в скоринге при оценке кредитных историй не брать за основу показатели прошлого года. Таких запросов много, они очень конкретные. Мы каждое предложение детально изучаем. Фактически вся работа по выработке мер поддержки идет сегодня «с колёс» и не прекращается ни на один день.
Проводился ли анализ, насколько эффективны оказались принятые в 2020 году меры поддержки бизнеса? Например, насколько сократились издержки МСБ в результате освобождения от налогов?
- Налоговыми льготами (освобождения и отсрочки от уплаты налогов), оцениваемыми в общей сложности в 1 триллион тенге, в прошлом году воспользовались более 700 тыс. субъектов МСП.
Какие меры поддержки предусмотрены в новых планах? Какие сферы предпринимательства определены приоритетными?
- Новый пакет мер поддержки сформирован, одобрен и уже начал реализовываться. Премьер-министром поставлена задача в самые короткие сроки реализовать все одобренные меры.
Определено несколько направлений: меры налоговой поддержки, облегчение доступа к финансированию, меры, связанные с предоставлением доступа к рынкам сбыта, меры регуляторного характера, направленные на снижение нагрузки на бизнес.
Как вы понимаете, эти меры носят антикризисный характер. Значительная их часть направлена на поддержку МСБ в целом, другие сфокусированы на секторах, в которых продолжают действовать запреты и ограничения, связанные с противоэпидемическими мероприятиями.
Предлагается расширить и продлить действовавшую в прошлом году меру по доступу к рефинансированию кредитов через «Дорожную карту бизнеса». Эту меру бизнес оценивает как одну из наиболее действенных. Напомню, в прошлом году было принято решение, что государственную поддержку будут предоставлять не только новым инвестиционным проектам, а также, с учетом кризиса, на рефинансирование уже действующих проектов. Перечень предприятий МСП, охваченных этим инструментом, был значительно расширен. В расширенный перечень вошло много секторов, которые находились под запретом и ограничениями. Это мелкие предприятия в сферах общепита, гостеприимства, развлечений, прачечные, химчистки и многое другое. Мы полагаем, что дополнительно более 2 тысяч субъектов МСП смогут получить поддержку по этому направлению.
По поручению главы государства будет предоставлена отсрочка платежей по кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Соответствующий механизм сейчас разрабатывается.
В новом пакете предложено продление меры по освобождению от уплаты аренды на объектах государственного и квазигосударственного сектора. Бизнес, который арендует площади у таких предприятий, получит продление полного освобождения от аренды до 1 июля 2021 года.
Несколько мер связано с облегчением доступа к госзакупкам, например, в их числе - снижение порога уплаченных налогов. Как известно, в рамках госзакупок предприятия проходят предквалификацию, одной из частей которой является налоговая дисциплина в предшествующих периодах. С учетом сокращения или обнуления налоговых платежей многих предприятий в 2020 году порог будет снижен.
Также предложено расширение изъятий из национального режима при госзакупках, в соответствии с договоренностями в рамках ЕАЭС.
Налоговые льготы предусмотрены для бизнеса?
- Конечно. Прорабатывается снижение нагрузки на фонд оплаты труда для малого бизнеса.
Несколько мер предусмотрены для стимулирования инвестиций в обрабатывающую промышленность: уменьшение НДС на 70% (с 12% до 3,6%) для новых предприятий при реализации продукции собственного производства и освобождение от КПН прибыли, которая будет реинвестирована в развитие производства.
Эффективной мерой поддержки МСБ в сфере общественного питания, с учетом большого количества занятых в этом секторе, станет внедрение режима розничного налога. Предлагается уплачивать единый розничный налог вместе трех (НДС, КПН/ИПН и соцналог) по ставке 6%.
Предлагается освободить от ИПН доходы работников в МСБ в виде полученных средств защиты. Как известно, многие предприниматели своим работникам предоставляют средства индивидуальной защиты, причем на безвозмездной основе. По существующему законодательству это необходимо относить к доходам и облагать ИПН, поэтому вносим эту поправку.
Предлагается освобождение от уплаты налога на имущество для МСП, деятельность которых до сих пор находится под запретом. Это освобождение будет действовать до конца текущего года.
Несколько мер направлены на упрощение налогового администрирования. В частности, установление предельного порога налоговой задолженности в 6 МРП. Ниже этого порога меры по аресту счетов не будут применяться. Кроме того, оперативное информирование предпринимателей об арестах счетов посредством СМС-уведомлений, упрощенная регистрация ИП через бесплатное мобильное приложение.
По поручению президента прорабатываются дополнительные меры поддержки по налоговому стимулированию и снижению долговой нагрузки по кредитам предпринимателей в наиболее пострадавших секторах экономики:
- введение отсрочки на уплату всех налогов и платежей с фонда оплаты труда для субъектов МСБ в пострадавших отраслях;
- приостановление мер принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности;
- перенос реализации пилотных проектов по оформлению сопроводительных накладных и электронных счетов-фактур на товары с 1 июля на 1 октября 2021 года.
Также предлагается ввести норму по быстрому снятию ограничений по выставленным распоряжениям о приостановлении расходных операций. Банкам второго уровня будет дано разрешение проводить операции по расчетным счетам при полном погашении задолженности по налогам. То есть сразу после оплаты, не дожидаясь сведений из налоговых органов.
А как банки будут знать, полное погашение или нет?
- Будут сделаны соответствующие изменения порядка информационного взаимодействия с БВУ.
Возвращаясь к мерам поддержки в рамках закупок, также предлагается разработать механизм поддержки отечественных товаропроизводителей по малозначительным закупкам - до 1 тысячи МРП. Предлагаем сократить срок верификации опыта работы в рамках госзакупок. В 2 раза будут сокращены сроки оплаты субъектами квазигосударственного сектора за выполненные работы или поставленные товары.
То, что вы перечислили, больше ориентировано на предприятия, которые производят какие-то товары, услуги. А рестораны, туризм, кинотеатры - для них по-прежнему ничего нет?
- Мы полагаем, что отсрочки по налогам и кредитным выплатам, приостановление принудительного взыскания задолженности, льготное рефинансирование кредитов, снижение нагрузки на ФОТ, введение розничного налога, освобождение от налога на имущество и от арендных платежей по объектам государства и квазигоссектора направлены на решение проблем как раз этих секторов МСП.
В то же время мы понимаем ситуацию, в которой оказался бизнес, не получающий доходов из-за локдауна, но вынужденный нести бремя обязательств по аренде, коммунальным платежам, кредитным выплатам, по финансовой поддержке своих работников, оказавшихся в сложном положении. Особенно чувствительны вопросы аренды и коммунальных платежей. Предложения представителей бизнеса сейчас у нас в работе.
Не рассматриваете ли вы возможность использовать зарубежный опыт поддержки (например, в Великобритании в период локдауна государство компенсировало бизнесу до 80% расходов на ФОТ)?
- Напомню, что 29 пострадавших секторов экономики до конца прошлого года были освобождены от налогов и отчислений с фонда оплаты труда. А всего за 2020 год антикризисные меры государства оцениваются в 6,3 трлн тенге, или 9% от ВВП.
Что касается международного опыта, то это предмет постоянного совместного с бизнесом изучения и обсуждения.
Думаю, вы знаете, что в 2020 году многие бизнесмены, чтобы платить зарплаты сотрудникам, вынуждены были брать потребительские кредиты как физлица, под залог своего личного имущества. Учитываете ли вы в разработке мер поддержки эти ситуации?
- У нас нет данных о том, на какие цели потрачены потребительские кредиты. Де-факто они могут быть разными по целевому назначению.
Существенная часть таких физлиц относится к микропредприятиям, ИП, и их достаточно много. Сколько из них взяли потребительские кредиты, на какие цели - мы не знаем. По опросам - это значительная доля. Но опрос - это не объективная статистика.
Но не учитывать эту ситуацию вы тоже не можете.
- Не можем, согласен. Но пока, надо честно сказать, не представляем, что мы можем сделать, чтобы этой категории помочь в рамках действующего законодательства.
Получается, все новые меры - это расширение и продолжение уже действовавших ранее. А вы уверены, что они будут достаточно эффективны? Если ориентироваться на оценки бизнеса, тех мер, которые были приняты в прошлом году, оказалось недостаточно.
- На самом деле не совсем так. Опрос, о котором я говорил в начале интервью, показал высокую востребованность у бизнеса мер государственной поддержки. Мы попали в самую точку.
Давайте посмотрим, что было сделано.
С 27 марта по 1 июня прошлого года МСБ была предоставлена отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей. Субъекты микро- и малого бизнеса на 3 года освобождены от налогов на доходы. 29 отраслей до конца 2020 года освобождены от налогов и отчислений с ФОТ.
В рамках «Дорожной карты бизнеса» и «Экономики простых вещей» стоимость заемных средств по субсидируемым проектам доведена до 6%. Это ниже уровня инфляции и, по сути, отрицательная реальная ставка. Были увеличены суммы кредитов, по которым выдаются гарантии до 85% от суммы займа. Сняты отраслевые ограничения.
На 3 года, до 1 января 2023 года, введен мораторий на проверки с посещением малого и микропредпринимательства. Было оказано и много других мер поддержки.
Начата реализация нового направления по микрокредитованию микро- и малого бизнеса. На пополнение оборотных средств выдается до 5 млн тенге, на инвестиционные цели - до 20 млн тенге. Эти условия позволили банкам не требовать дополнительный залог, некоторые банки и вовсе без залогов кредитуют. Этот инструмент позволил охватить кредитованием большое количество предпринимателей - продуктовые магазины, розничную торговлю, СТО, парикмахерские, пункты общественного питания, в общем действительно малый и микробизнес.
На сегодняшний день по данному направлению выдано около 10 тысяч микрокредитов на сумму кредита более 53 млрд тенге по ставке 6% годовых и без залога. Гарантия по займам выставлена фондом «Даму».
В целом в рамках «Дорожной карты бизнеса» по итогам 2020 года мы поддержали около 15 тысяч проектов (со значительным ростом к 2019 году), а кредитный портфель, на который была оказана поддержка, превысил триллион тенге. Это очень существенно.
Конечно, не все проблемы удалось решить, не всем удалось помочь, хотелось бы сделать больше. Но не надо забывать, что в этот кризис потери нес не только бизнес, но и в первую очередь население и все государство.
В прошлом году мы перешли от повестки развития конкурентоспособности МСП, селективного отраслевого стимулирования в антикризисный режим. Главным стало сохранение рабочих мест в сегменте МСБ. Эта политика продолжается. Государство не жалеет для этого ни сил, ни средств.
Автор Ирина Севостьянова
Источник forbes.kz