Глава АБР в Казахстане рассказал о потенциальных рисках для экономики и новой Стратегии странового партнерства на 2022-2026 годы.

The Georgian Deputy Foreign Minister has met UN Special Rapporteur Maud de  Boer-Buquicchio ▻ FINCHANNEL

Глава АБР в Казахстане рассказал о потенциальных рисках для экономики и новой Стратегии странового партнерства на 2022-2026 годы.

Азиатский банк развития (АБР) инвестировал в экономику Казахстана за 27 лет сотрудничества почти 6 млрд долларов. По словам главы государства Касым-Жомарта Токаева, эта сумма является весьма внушительной и демонстрирует успешное развитие взаимоотношений. Об этом он сказал во время видео-конференц-связи с президентом АБР Масацугу Асакавой в середине октября, тем самым оценив вклад международного финансового института в социально-экономическое развитие нашей страны.

В настоящее время ведется подготовка новой Стратегии странового партнерства между РК и Азиатским банком развития на 2022-2026 годы. О том, какие направления войдут в вышеупомянутый документ, в интервью с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделился директор АБР в Казахстане Нариман Маннапбеков.

Также он рассказал, как международный финансовый институт оценивает меры Правительства РК, направленные на восстановление экономики после пандемии, какими видит перспективы роста зеленого финансирования в стране, и о многом другом.

Нариман Талатбекович, расскажите, пожалуйста, планируется ли включить в Стратегию новые направления или сместить акценты?

- Мы ожидаем, что новая Стратегия партнерства Республики Казахстан и АБР будет сфокусирована на диверсификации экономики и инклюзивного роста через развитие несырьевого частного сектора, повышение эффективности государственного сектора и улучшение инфраструктуры.

Одним из ее важных направлений будет оказание поддержки в переходе страны к низкоуглеродному развитию и решении вопросов, связанных с изменением климата. Также мы планируем расширять свое содействие в реализации экономических и институциональных реформ, финансировании малых и средних предприятий и проектов государственно-частного партнерства. Начиная с текущего месяца по март 2022 года мы проведем серию консультаций с правительственными органами, представителями частного сектора, неправительственных организаций, другими нашими международными и местными партнерами для того, чтобы учесть их мнения и предложения. После чего доработанный проект новой Стратегии будет представлен для рассмотрения и одобрения совету директоров АБР.

Между тем хотелось бы знать, как АБР оценивает меры правительства, направленные на поддержку и восстановление экономики после пандемии? И в целом какие вы видите потенциальные риски для экономики Казахстана и региона в ближайшем будущем?

- Отмечу, что еще в конце прошлого года для оценки воздействия пандемии и мер правительства, направленных на поддержку и восстановление экономики, при нашем содействии был проведен эконометрический анализ трех сценариев. Он показал, что в случае отсутствия мер государственной поддержки ВВП страны сократился бы как минимум на 4,6% в 2020 году, что на 1,5% ниже, чем при сценарии с оказанием мер государственной поддержки. Государство поддержало покупательскую способность населения, предоставив социальные выплаты, повысив зарплаты и увеличив финансирование программ трудоустройства. Со стороны предложения были предоставлены льготные кредиты для обрабатывающей промышленности, а также малого и среднего бизнеса. Как мы видим, в целом меры поддержки стабилизировали экономическую ситуацию в 2020 году, предотвратив более глубокое сокращение ВВП, и создали импульс для более быстрого восстановления экономики.

Вместе с тем как для глобальной, так и для казахстанской экономики не теряют своей актуальности риски появления новых штаммов коронавируса и недостаточного охвата населения вакцинацией. В свою очередь они могут привести к введению новых краткосрочных ограничительных мер, что может спровоцировать замедление экономического роста.

При этом долгосрочный тренд на декарбонизацию глобальной экономики является для Казахстана как вызовом, так и возможностью. Привлекательность и прибыльность углеводородного сырья, скорее всего, будут снижаться по мере глобальной декарбонизации, и тогда стране будут необходимы новые источники экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал и инновации призваны помочь найти такие точки роста, однако Казахстан тратит всего 0,12% от ВВП на науку и исследования, что является одним из самых низких показателей среди стран со схожим уровнем экономического развития.

Все больше на глобальную повестку и казахстанскую выходит вопрос энергоэффективности и низкоуглеродного развития. Как АБР поддерживает Казахстан на пути к достижению углеродной нейтральности и что для этого необходимо?

- Действительно, данному вопросу мы уделяем большое внимание. Отмечу, что в рамках корпоративной Стратегии до 2030 года АБР принял обязательство поддерживать действия по борьбе с изменением климата как минимум в 75% от общего числа финансируемых нами проектов. При этом для финансирования борьбы с изменением климата планировалось выделить не менее 80 млрд долларов к 2030 году. И буквально на прошлой неделе, принимая во внимание усугубляющийся климатический кризис, было объявлено об увеличении этой суммы до 100 млрд долларов.

Также 20 октября была одобрена новая энергетическая политика АБР, направленная на поддержку наших развивающихся стран-членов в решении задачи расширения доступа к приемлемой по цене и чистой энергии.

Если говорить о Казахстане, мы оказываем содействие в выполнении принятых страной обязательств в рамках Парижского соглашения посредством суверенного и несуверенного кредитования, а также технической помощи. Примеры нашей работы в данном направлении - это финансирование двух проектов в области солнечной энергетики: ТОО «M-KAT Green» и ТОО «Байконур Солар», а также поддержка трансформации государственных предприятий АО «Самрук-Энерго» и АО «КазТрансГаз». В настоящее время мы работаем и над другими проектами в частном секторе в сфере энергетики.

Помимо этого, мы сотрудничаем с правительством по разработке закона о теплоснабжении, предусматривающего использование возобновляемых источников в производстве тепловой энергии. Наше техническое содействие включает в себя вопросы малых гидроэлектростанций, оцифровки электроэнергетики посредством внедрения интеллектуальной энергосистемы (smart grid), создания современных хранилищ для гибридных и возобновляемых источников энергии. В числе перспективных направлений изучение возможностей геотермальных источников, развитие рынка капитала с фокусом на поддержку в увеличении выпуска зеленых облигаций местными компаниями, а также задействование возможностей в реализации механизма поддержки энергоперехода в стране.

Наряду с этим имеется возможность использования в Казахстане нового инструмента АБР, который называется «Энергетический переходный механизм», созданного для ускорения вывода из эксплуатации угольных электростанций. Данный механизм призван помочь развивающимся странам-членам в реализации их усилий по декарбонизации своих экономик, что особенно актуально и для Казахстана.

Мы знаем о финансировании проектов АБР в частном секторе в сфере ВИЭ и агробизнеса. С недавнего времени вы начали также работу по поддержке венчурного финансирования…

- Да, в 2020 году АБР учредил венчурный фонд с капиталом в 60 млн долларов для инвестирования в такие сферы, как FinTech, AgriTech, HealthTech и CleanTech. Предлагаемые инструменты поддержки включают в себя прямые инвестиции (equity) в зрелые стартапы, которые уже успешно продемонстрировали свой продукт и начали оказывать услуги, но имеют потребность в их расширении.

Стартапы более ранних стадий, находящиеся на этапе акселерации разработанного ими продукта, могут получить возвратный конвертируемый грант, помогающий снизить риски как для стартапа, так и для фонда.

Стартапы же, находящиеся на ранней стадии становления, могут пройти акселерацию по программе ADB Ventures Labs. Это партнерские программы акселерации в известных по всей Азии центрах развития технологий.

Помимо прямой поддержки, инвестиции ADB Ventures дают добавленную стоимость для стартапа: как только принимается решение о его поддержке, подключаются ресурсы и партнерская сеть АБР, включающая крупные технологические компании.

Мы стремимся найти самые инновационные, наиболее масштабируемые технологические решения, чтобы показать, что стартапы Казахстана способны быть конкурентоспособными не только в Азии, но и выходить на глобальные рынки сбыта. Предлагаемые решения должны быть направлены на решение сложных задач, позволяющих реализовать Цели устойчивого развития.

В рамках нашей совместной программы с казахстанским MOST Ventures проходит серия мероприятий в формате демодней (demo days) по каждому из четырех приоритетных направлений. В частности, в ноябре состоится мероприятие, посвященное технологическим решениям в секторе FinTech, в котором примут участие венчурные фонды, бизнес-ангелы, организации финансового сектора и действующие технологические компании этой сферы.

Другим направлением нашей работы является содействие Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в совершенствовании законодательства в данной сфере. Команда международных и местных экспертов проводит исследование текущего состояния рынка венчурного капитала в Казахстане, анализирует существующие регуляторные механизмы и законодательство в области оценки, регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Для выработки качественных рекомендаций учитываются местная специфика и лучшие международные практики.

В прошлом и в этом году АБР разместил зеленые и гендерные облигации на KASE. Как вы вообще оцениваете перспективы роста социального и зеленого финансирования глобально и в Казахстане?

- Мы наблюдаем рост интереса к так называемым тематическим облигациям. Размещенные в Казахстане зеленые и гендерные облигации АБР были с большим энтузиазмом восприняты внутренними инвесторами.

Наша международная платформа для облигаций, связанных с устойчивостью, намного шире и включает помимо зеленых и гендерных облигаций направления образования, здравоохранения и водных ресурсов. Среди ожидаемых результатов выпуска облигаций АБР в сфере устойчивого развития - установление так называемого бенчмарка для других эмитентов и стимулирование большего интереса инвесторов к устойчивому финансированию. Мы планируем активно продолжать данную работу в регионе и в Казахстане.

Расскажите, какой объем финансирования по программе поддержки гендерного равенства «Умай», реализованной совместно с Отбасы банком, уже освоен? Насколько большим спросом пользуется этот ипотечный продукт? Планирует ли АБР продолжать поддерживать аналогичные программы?

- Поясню, что в рамках данного проекта Отбасы банк получил первый транш в размере 8,4 млрд тенге. Около 5 млрд тенге уже освоено и более 550 женщин воспользовались данной ипотекой. То есть, как видите, спрос на получение ипотечного кредита достаточно хороший.

Вообще, улучшение прогресса в обеспечении гендерного равенства является ключевым приоритетом нашей корпоративной стратегии. Поэтому АБР намерен продолжить работу в продвижении гендерного равенства в рамках новой стратегии странового партнерства. По нашим данным, пандемия COVID-19 непропорционально сильно затронула женщин, что еще раз подчеркивает необходимость сокращения гендерного разрыва. Для решения этого вопроса мы расширим масштабы учета гендерных аспектов в своих операциях, и к 2030 году как минимум 75% наших операций будут продвигать гендерное равенство.

В свою очередь с Правительством Казахстана мы продолжаем работать над различными инициативами в данной сфере. Например, в рамках предоставленного АБР гранта в сумме 1 млн долларов совместно с другими партнерами по развитию Фонда солидарности мы поддержим создание центров женского предпринимательства, которые будут оказывать консультатиционные услуги женщинам-предпринимателям.

В среднесрочной перспективе в каких сферах страны Центрально-Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС) привлекут наибольшие объемы инвестиций от АБР? Изменятся ли приоритеты Азиатского банка развития в плане поддержки проектов в этом регионе в горизонте 5 лет?

- Операции АБР в регионе отвечают потребностям развития наших развивающихся стран-членов и опираются на Стратегию Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества – ЦАРЭС – до 2030 года, а также на операционные приоритеты нашей корпоративной Стратегии-2030. Наши усилия сосредоточены на оказании содействия в восстановлении экономического роста после пандемии COVID-19, поддержании доходов и средств к существованию населения, особенно уязвимых групп, а также повышении экономической, социальной и климатической устойчивости. Что касается секторов, значительный объем помощи АБР будет направлен на поддержку инфраструктуры (включая здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт, энергетику и городские услуги), финансового и государственного секторов.

Стратегия ЦАРЭС-2030 расширяет региональное сотрудничество в новые области и в настоящее время поддерживает следующие пять операционных кластеров: экономическая и финансовая стабильность; инфраструктура и экономические связи; торговые, туристические и экономические коридоры; сельское хозяйство и вода; и человеческое развитие. Программа продолжит продвигать региональное сотрудничество и интеграцию в данных направлениях для достижения целей развития Казахстана и других стран-членов АБР.

Автор Меруерт Сарсенова

Источник kapital.kz