Если сами по себе санкции грозят попавшим под их действие арестом счетов и активов и запретом на въезд, то нарушение санкционного режима может повлечь гораздо более тяжелые последствия. Если речь идет об американском правосудии, то возбуждение уголовного дела по такой статье может привести к экстрадиции из большинства стран мира, предупреждает адвокат, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин ,сообщает forbes.ru.
Последнее время новости о вводимых санкциях все больше чередуются с сообщениями об обысках или арестах на Западе яхт, вилл и джетов, принадлежащих крупным российским бизнесменам. Недавно ФБР провело обыски в американских апартаментах Виктора Вексельберга, а суд Нью-Йорка выдал ордер на арест и конфискацию связанного с компанией «Лукойл» самолета Боинг 737-7EM стоимостью $45 млн. Мы проанализировали находящиеся в открытом доступе материалы уголовных дел в отношении активов крупных российских бизнесменов и пришли к выводу — есть кое-что страшнее персональных блокирующих санкций, а для окружения российских олигархов появился новый серьезный риск — уголовное преследование со стороны властей США.
Волна за волной
В отношении российских бизнесменов можно выделить четыре волны санкций США. Все началось 20 марта 2014 года. Тогда под блокирующие санкции США попали Аркадий и Борис Ротенберги, Игорь Ковальчук и Геннадий Тимченко. Через год американский регулятор решил показательно ввести санкции против лиц, которые, по его мнению, содействуют фигурантам первой волны в обходе санкций. В Список граждан особых категорий и запрещенных лиц (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, SDN, иначе говоря, санкционный список) вошли Кай Паананен, Олег Усачев, Петр Колбин и пять компаний. Из-за связи с Борисом Ротенбергом в этот же день под санкции попал его сын Роман и компания Oy Langvik Capital Ltd. Недавно стало известно, как тогда санкций чудом избежал крупный финский бизнесмен и владелец хоккейного клуба «Йокерит» Хьялис Харкимо.
Как мы помним, 2017 год начался с утечек в Buzzfeed досье о якобы имевших место связях победившего на выборах президента США Дональда Трампа с Кремлем, которые переросли в антироссийскую истерию. Поскольку на «иранском» фронте после подписания в мае 2015 года соглашения между Ираном и группой государств по ядерной иранской программе (СВПД) было тихо, после вступления в силу закона «О противодействии противникам Америки посредством санкции» (CAATSA) большинство ресурсов Минфина США было брошено на Россию. А после 2 августа 2017 года как минимум еще два ведомства исполнительной власти помогали американскому Минфину в поиске информации и аналитике о том, кого из россиян следует отправить под санкции. В итоге 6 апреля 2018 года последовала третья волна — в список попали многие представители российской политической и деловой элиты, включая Олега Дерипаску, Виктора Вексельберга, Кирилла Шамалова и Андрея Скоча.
Четвертая волна началась после 24 февраля 2022 года и включает в себя бизнесменов, подавляющее большинство которых никак не связаны со «спецоперацией»* на Украине или с правительством России.
Федеральное преступление
Последствия санкций США хорошо известны. Они крайне неприятны для крупного международного бизнесмена и его бизнеса. Иностранные банки заблокируют личный счет, компании, в которых подсанкционное лицо имеет существенную долю, столкнутся с проблемами. Нельзя будет человеку из санкционного списка попасть в США: ему не выдадут визу, а если таковая выдавалась, то будет аннулирована. Однако крупный бизнесмен физически не может в одночасье прекратить свое присутствие в международной финансово-экономической системе и прервать многолетние устоявшиеся связи, валюта в которых — доллар США. Где-то по объективным причинам, где-то из-за психологического нежелания разрушать привычный образ жизни бизнесмен пытается всеми правдами и неправдами сохранить статус-кво, но здесь и кроется проблема.
Первый же долларовый платеж, конечным выгодоприобретателем которого станет попавший под санкции человек, означает оконченный состав преступления. Нарушение режима санкций США — это федеральное преступление. По одному пункту обвинения можно получить судимость с лишением свободы на срок до 20 лет, штраф миллион долларов или и то, и другое вместе. Если в запрещенном деянии участвуют несколько лиц, то второй пункт обвинения — тайный сговор, а если используются офшорные компании, чтобы скрыть конечного выгодоприобретателя долларового платежа, проведенного через американский банк-корреспондент, или собственника актива, появится третий — обман Соединенных Штатов.
В США проповедуется принцип «длинных рук» правосудия. В рамках него США заключили 110 международных договоров об экстрадиции или выдаче обвиняемых и подозреваемых. Есть хорошо известная практика выдачи россиян в США из многих юрисдикций: Таиланда, Греции, Испании и т. д.
Доллар как улика
Осенью 2021 года мир облетела новость об обысках в американских домах, связанных с одним из крупнейших российских бизнесменов.
Примечание Forbes: в октябре 2021 года ФБР провели следственные действия в домах российского бизнесмена Олега Дерипаски в Нью-Йорке и Вашингтоне. Управление по контролю за зарубежными активами американского Минфина (OFAC) включило бизнесмена в санкционный список SDN в апреле 2018 года. Попавшим в него запрещен въезд в страну, их американские активы должны быть заблокированы, а гражданам США запрещается иметь с ними деловые контакты.
Никто не понимал, зачем, на каком основании и почему именно сейчас они проводятся? Дополнительную интригу придало молчание правоохранителей о причинах и целях проведения следственных действий, выдвинутых обвинениях и личностях фигурантов этого дела. Как подтвердил представитель бизнесмена, обыски связаны с санкциями. Вероятные основания следующие: собственник по закону несет бремя принадлежащего ему имущества. Если он попал под санкции, то долларовая финансовая система для него закрыта. При этом налоги, ЖКУ и другие установленные платежи закрывать как-то надо.
Законным такой платеж будет, только если регулятор OFAC выдаст на это соответствующую лицензию. А за ней еще нужно обратиться в установленном порядке. Если нет лицензии, но имеется факт оплаты каким-то третьим лицом, имеется оконченный состав преступления, выразившийся в нарушении законодательства США о санкциях против России, если выгоду от такого платежа получило подсанкционное лицо. В таком случае американские правоохранители начинают проверку или возбуждают уголовное дело по факту против неустановленного круга лиц и в ее рамках получают в суде ордер на обыск, чтение переписки и прослушку.
8 августа 2022 года федеральный суд округа Колумбия выдал ордер на арест самолета, принадлежащего одному из российских миллиардеров.
Примечание Forbes: ордер был выдан на арест самолета, который, по версии американских правоохранителей, принадлежит депутату Государственной думы Андрею Скочу. Соответствующий запрос сделало Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. Неустановленному кругу лиц вменяется нарушение режима американских санкций. Присвоен ли какой-либо процессуальный статус самому депутату — неизвестно. Впервые Скоч попал в SDN 6 апреля 2018 года по основаниям указа 13661, повторно внесен 24 марта 2022 года по основаниям указа 14024.
Как отметила в своем пояснении специальный агент ФБР Джина Маковски, миллиардер продолжает контролировать и использовать заблокированное имущество через третьих лиц. Следствие установило: подлежащий конфискации самолет с 2013 года принадлежал компаниям, учредителем которых является траст, бенефициаром которого является некий «романтический партнер» этого предпринимателя. Как отмечают власти США: после попадания миллиардера в санкционный список было проведено значительное количество платежей, необходимых для обеспечения деятельности воздушного судна (страховка, регистрационные сборы, техническое обслуживание), без получения специальной лицензии OFAC.
Таким образом, самолет является имуществом, вовлеченным в преступление, а именно в действия, связанные отмыванием денежных средств, выражающиеся в нарушении профильного закона о санкциях IEEPA. Согласно норме 18 USC § 981(a)(1)(A), такое имущество подлежит конфискации.
4 апреля 2022 года в порту Пальма-де-Мальорки испанские правоохранители вместе с американскими коллегами обыскали и арестовали 77-метровую яхту Tango, номер IMO 1010703. Яхта построена в 2011 году и на сегодняшний день стоит $90 млн. Таким образом, Испания оказала правовую помощь США во исполнение ордера на арест имущества, выданного 25 марта федеральным судьей округа Колумбия Зией Фаруки в рамках расследования уголовного дела против неустановленного круга лиц по обвинению в мошенничестве с использованием банковской системы США, отмывании денег и нарушении режима санкций. Сама яхта внесена в SDN 11 марта по основаниям указа 14024.
Примечание Forbes: яхта Tango, которую арестовала Гражданская гвардия Испании по запросу ФБР США, по версии американских властей, принадлежит Виктору Вексельбергу. Бизнесмен попал под американские санкции в 2018 году, а в марте 2022 года США постановили заморозить связываемые с ним яхту и самолет.
Согласно ордеру, неустановленные лица, которые работали на владельца судна или действовали от его имени, платили за содержание Tango в долларах США, в том числе за нахождение в декабре 2020-го в роскошной марине на Мальдивах. Американские следователи установили владельца Tango благодаря изучению серии многоуровневых сделок подставных компаний и полученным показаниям секретных свидетелей, среди которых были сотрудники компании, оказывавшей услуги при проектировании и строительстве яхты.
В отношении яхты Amadea запущена процедура ее ареста с последующей конфискацией. Как и в вышеуказанном случае, яхта признана инструментом, с помощью которого ее российский владелец и неустановленные лица, действующие в его интересах, обходили режим санкций США и занимались отмыванием денег.
Примечание Forbes: Высокий суд Фиджи в июне 2022 года одобрил выдачу США суперъяхты Amadea стоимостью $325 млн, признав, что ее содержание под арестом слишком дорого обходится правительству острова. Яхта была задержана по запросу США, как считают американские власти, она принадлежит находящемуся под санкциями российскому миллиардеру Сулейману Керимову.
Из американских документов следует: бизнесмен, находящийся в SDN с 6 апреля 2018 года, не вправе быть получателем услуг, оплачиваемых в долларах США. Обслуживание лодки обходится в $25-30 млн в год, а поскольку оно осуществлялось в валюте США и проводилось в интересах подсанкционного бизнесмена и никто ни разу не обратился за специальной лицензией OFAC, имеется факт совершения уголовно наказуемого деяния — пункта «С» статьи 5 профильного Закона США о санкциях.
С новым видом риска столкнулся другой российский бизнесмен. 2 марта 2022 года регулирование США об экспортном контроле было изменено — установлена обязанность получать лицензию для ввоза в Россию, а также для транспортировки внутри России товаров, поименованных в списке контроля за торговлей (ECCN). В данном перечне под номером 9А991 указаны в том числе самолеты. Разрешение требуется, а запрет нужно соблюдать, даже если самолет уже давно произведен и эксплуатируется.
Примечание Forbes: в июне 2022 года федеральный судья в Нью-Йорке подписал ордер на арест самолетов Boeing 787-8 Dreamliner и Gulfstream G650ER, которые американские правоохранители связывают с бизнесменом Романом Абрамовичем. Американские власти предполагают, что Абрамович вопреки экспортным ограничениям США отправил эти самолеты в Россию.
Власти США установили: самолет Gulfstream G650ER производства США пересек границу Российской Федерации несколько раз: при полете из Стамбула в Москву 12 марта; и при полете из Тель-Авива в Москву 14 марта. Таким образом, произошел неправомерный ввоз самолета в Российскую Федерацию из третьей страны без получения на то специальной лицензии у Минторга США. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Американские правоохранители молчат, а из открытых источников не следует, есть ли у этого бизнесмена какой-либо процессуальный статус в этом деле.
Ближний круг
После 24 февраля с созданием Kleptocapture (подразделения Минюста США по поиску и конфискации активов подсанкционных бизнесменов) и аналогичными инициативами началась своего рода охота на ведьм — преследование лиц вокруг подсанкционных российских миллиардеров, кто помогает им по-прежнему платить счета в долларах США за недвижимость, яхты и джеты по всему миру. Соответствующие активы, как то: яхта или частный самолет, становятся вещественным доказательством в уголовном деле, а правоохранители просят суды конфисковать такие активы как инструменты совершения преступления.
Как показывает опыт российских бизнесменов третьей волны — американские правоохранители имеют представление о структурировании владения и управления яхтами, самолетами и недвижимостью. Бизнесмены четвертой волны, сотрудники их личных офисов и топ-менеджеры подконтрольных компаний должны внимательно посмотреть на свои действия после попадания бенефициара под санкции. И на первом этапе лучше это сделать не с американскими, а с российскими юристами, которые знают, как работают американские санкции и как мыслят американские правоохранители. Минюст США объявляет о возбуждении далеко не всех уголовных дел. Кто является обвиняемым по уголовному делу, часто неизвестно до момента задержания в одной из стран, имеющей с США договор о выдаче. Персональные санкции США делают невъездным только в Штаты, а вот уголовное дело ограничит передвижение по миру странами, которые не выдают людей в США по американскому запросу. Таких стран всего 21.
Автор Сергей Гландин
Источник forbes.ru