В среду Еврокомиссия обвинила Италию в серьезном несоответствии бюджета правилам ЕС, сделав первый шаг к штрафам в отношении страны.

Противостояние

Ранее Брюссель требовал пересмотра проекта бюджета Италии на 2019 г. Дедлайн по этому вопросу истек на прошлой неделе. Несмотря на критику Брюсселя, руководство Италии решило оставить целевой ориентир в 2,4% по дефициту бюджета к ВВП на 2019 г., что необходимо для стимулирования экономики.

Правила валютного блока ограничивают дефицит бюджета любого из его участников тремя процентами. Однако Италия перегружена долгами - соотношение долга и ВВП страны составляет 132%, это второе по величине значение в еврозоне после проблемной Греции. Именно поэтому ЕС установил для Италии предел дефицита бюджета в 0,8%.


Ранее Италия пошла на небольшие уступки. Страна намерена продать государственные активы в объеме 1% от ВВП, что позволит ей сократить соотношение долг/ВВП до 126% в 2021 г. Однако параметры экономики, заложенные в бюджет Италии, кажутся Еврокомиссии нереалистичными. Согласно прогнозу ЕК, в 2019 г. дефицит бюджета может составить 2,9%. По мнению Брюсселя, в 2020 г. будет преодолен лимит в 3%, а соотношение долга и ВВП так и не изменится.


Проблемы итальянской экономики

Экономика Италии стагнирует. В последние 30 лет прирост ВВП страны не превышал 2% (кв/кв) ни в одном из кварталов.

Страна со слабой экономикой наряду с Грецией, Испанией и прочими «периферийными государствами» стала бенефициаром создания еврозоны в 1999 г. Страны валютного блока смогли занимать средства по схожим процентным ставкам. Как результат, государства со слабой экономикой смогли нарастить долговую нагрузку, разместив большое количество суверенных облигаций.

Глобальный кризис 2008 г. усилил проблемы «периферийных стран», приведя к росту доходностей их гособлигаций. Как результат, в 2010 г. грянула первая волна европейского долгового кризиса. Его эпицентром стала Греция, но волна «заражения» прокатилась и про прочим слабым странам еврозоны.

К 2013 г. ситуация улучшилась и совокупный дефицит бюджета 17 стран еврозоны опустился до 2,9 % ВВП с 3,6 % ВВП в 2012 г. Впервые с 2008 г. бюджетный дефицит стран еврозоны упал ниже таргетируемого уровня в 3 % ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета Италии достиг 5,2% ВВП. С те пор он постепенно сокращался, а в 2017 г. составил 2,3%.

В марте 2018 г. в Италии прошли выборы. В результате популистские партии евроскептиков получили 349 из 630 мест в парламенте. Была создана коалиция между ведущими партиями такого толка – «5 Звезд» и «Лигой Севера». Лидеры этих движений считают введение евро ошибкой, хотя намерение вывести страну из валютного блока в последнее время больше не озвучивается.

Популистская коалиция намерена бороться с проблемами Италии «изнутри». Число бедных в стране составляет около 3 млн при общей численности населения в 61 млн. Уровень безработицы в сентябре составил 10,1%. Ситуацию ухудшил «кризис мигрантов», на депортации которых настаивают популисты.

Для изменения ситуации – борьбой с бедностью и стимулированием экономики – популистская коалиция Италии намерена ввести пособия для бедных, реформировать налоговую систему, введя две «плоские ставки» (15% и 20%), внести изменения в пенсионную реформу. Подобные инициативы требуют вливания денежных средств, способны привести к росту госрасходов, а значит дефицита бюджета.

Решение достаточно логично, для усиления экономического роста необходимо фискальное стимулирование. Однако это снижает бюджетную дисциплину, а возможные санкции ЕС могут лишь ухудшить ситуацию в экономике и финансовой системе Италии.


Как это влияет на активы

Доходности гособлигаций Италии в этом году взлетели. По 10-леткам был достигнут уровень 2014 г., сейчас речь идет о 3,4%. Рост доходностей усложняет размещение суверенных бондов Италии и приводит к удорожанию стоимости заимствований страны.

График доходности 10-летних гособлигаций Италии с 2013 года



Спред между доходностями итальянских и немецких 10-летних гособлигаций постепенно расширяется и сейчас составляет около 3,1%. Если показатель приблизится к 4%, может начаться набег вкладчиков на итальянские банки, а это уже риск для всей финансовой системы региона.



В сочетании с общей коррекцией по рынку США, проблемой Brexit, рисками замедления экономики еврозоны, налицо фактор давления на европейские рынки акций. От майского максимума итальянский фондовый индекс FTSE MIB потерял около 25%. Немецкий индекс DAX от максимума этого года провалился почти на 20%. В районе 10 800 – 10 400 по DAX проходит зона поддержки, что подразумевает потенциал еще 3,5-7% снижения от текущих уровней.

График DAX с 2013 года



Помимо европейских проблем, на EUR/USD давит цикл монетарного ФРС, который негативен для пары с точки зрения дифференциала процентных ставок. Федрезерв осуществляет повышение ставок с 2015 г. ЕЦБ все еще настроен стимулировать экономику региона. Процентные ставки в еврозоне останутся на сверхнизких значениях как минимум до осени 2019 г.

 

Ранее EUR/USD достиг целевого уровня $1,12. За этим последовал отскок. Пара близка к первому сопротивлению $1,15. В среднесрочной перспективе евро может возобновить снижение.

Ожидания участников рынка относительно повышения ставок ФРС в последние время ослабли, на что указывает сегмент деривативов. Однако волатильность на финансовых площадках и риски замедления глобальной экономики способны привести к продлению QE еврозоны, которое формально должно завершиться в конце года.

График EUR/USD с 2016 года


Взгляд в будущее

Отчет Еврокомиссии является первым шагом к наложению штрафа на Италию за несоблюдение бюджетного правила. Для запуска процедуры обложения штрафом необходимо согласие всех стран-участниц блока. Следующее заседание министров финансов ЕС состоится в январе.

Затем от Италии потребуют внесения изменений в проект бюджета – снижения госрасходов и заимствований в течение 3-6 месяцев. Если и после этого консенсус достигнут не будет ЕК введет финансовые санкции. Штраф может составить 0,2% ВВП, или 3,5 млрд евро в случае Италии. Также страна может лишиться субсидий Евросоюза.

Эскалация итальянского кризиса способна усилить волатильность на мировых площадках. Впрочем, раньше времени слишком паниковать не стоит. В итальянских СМИ ходит информация о возможных уступках со стороны правительства Италии, хотя слухи пока не подтверждаются.

Как показывает пример «греческой трагедии», вопросы такого рода решаются в последний момент, а «сценарий апокалипсиса» так и не материализуется. О скором распаде еврозоны, на мой взгляд, говорить преждевременно, ибо это ввергнет в хаос все страны блока, включая и потенциальных инициаторов выхода, которые прекрасно это понимают.


Оксана Холоденко, аналитик по международным рынкам БКС Брокер
По материалам BCS-Express