Tesla, может быть, и поставила рекордное количество скоростных электромобилей во втором квартале, но этого оказалось недостаточно, чтобы вернуть автопроизводителя во главе с Илоном Маском к прибыльности: компания отчиталась об убытках в размере $389 млн, что превышает прогнозы, и закрыла второе полугодие в красной зоне. После закрытия торгов акции в среду Tesla подешевели более чем на 10%.
Во время конференц-колла с инвесторами Маск неожиданно объявил, что сооснователь и давний технический директор Tesla Джей Би Штробель, сыгравший ключевую роль в разработке оригинального аккумулятора и мотора Tesla, покинет свой пост и станет старшим советником. Его сменит Дрю Бэглино, вице-президент компании по технологиям.
«Это был ценный опыт длиной в 16 лет», – сказал Штробель, который пришел в Tesla вместе с Маском в начале 2000-х годов. Маск, который после ухода Штробеля останется последним из пяти основателей компании, поблагодарил его «за фундаментальный вклад в создание и развитие Tesla».
Tesla сообщила, что во втором квартале убытки на акцию составили $1,12. Это лучше, чем $3,06 год назад, но хуже прогнозов — согласно составленному Bloomberg консенсус-прогнозу, аналитики ожидали убытки в размере 31 цент на акцию. Квартальная выручка, росту которой способствовало увеличение числа поставок Model 3, подскочила до $6,34 млрд с $4 млрд год назад. Тем не менее, это меньше консенсус-прогноза в $6,44 млрд.
Валовая маржинальность автомобильной компании, которая привлекла пристальное внимание участников рынка, тоже сократилась с 20,6% год назад до 18,9%, поскольку Tesla все больше зависит от увеличения продаж Model 3 —самой доступной из машин Tesla. Маск повторил, что цель на 2019 год — поставить до 400 000 автомобилей клиентам по всему миру. Но он не стал давать определенного ответа на вопрос о том, сможет ли компания в третьем квартале отчитаться о прибыли.
«Мы работаем над тем, чтобы увеличивать поставки постепенно, из года в года, с некоторыми предсказуемыми колебаниями из-за сезонного спроса. Это соответствует нашим предыдущим прогнозам о поставке от 360 000 до 400 000 автомобилей в этом году, — сообщили Маск и финансовый директор Закари Киркхорн в письме по итогам квартала. — Мы продолжаем стремиться к положительному чистому доходу (GAAP) в третьем квартале и последующих кварталах, хотя постоянное увеличение производства, рост производственных мощностей и генерация денежных потоков останутся приоритетными задачами».
Tesla, которая торгуется на Nasdaq с июня 2010 года, остается на удивление нестабильной из квартала в квартал: во втором полугодии 2018 года она вышла в плюс, а в этом году вновь несет убытки. За прошедшее с IPO время компания не разу не отчитывалась о годовой прибыли, а положительные показатели по итогам квартала зачастую были связаны с продажами не автомобилей, а квот на выбросы другим автопроизводителям.
Акции Tesla подешевели примерно на $26 с закрытия торгов в среду — до $239. По подсчетам Forbes, это стоило Илону Маску $800 млн — состояние миллиардера, которое в среду днем составляло около $20,9 млрд, сократилось до $20,1 млрд после публикации квартального отчета.
Чистые убытки компании составили $389 млн — вдвое меньше, чем год назад ($742,7 млн). В первом полугодии прошлого года чистые убытки компании составили $1,06 млрд. Сокращение маржинальности и частые изменения цен на автомобили Tesla в этом квартале беспокоит аналитиков, которые опасаются того, что спрос на продукцию компании достиг своего пика.
«Tesla может иметь репутацию новаторской компании, но ради увеличения продаж они пошли путем традиционного автопроизводителя: снизили цены и упростили покупку с помощью программы лизинга», — отмечает Джессика Калдуэлл, исполнительный директор по инновациям Edmunds.
«Model S и Model X приедаются, и Tesla должна придумать что-то, чтобы поддержать интерес покупателей к этим более дорогим автомобилям, — сказала она. — И остаются вопросы по поводу денежного потока и роста прибыли от программы лизинга Model 3. Учитывая, как Tesla разогналась в прошлом полугодии, крайне важно, чтобы компания нашла способ сохранить высокие продажи, если она хочет доказать инвесторам, что выбрала правильный путь».
Сейчас Tesla готовится к началу производства Model Y — небольшого кроссовера, созданного на основе Model 3, который будет продаваться по немного более высокой цене. «Благодаря значительному сходству компонентов Model 3 и Model Y мы можем использовать имеющиеся технические решения в разработке производственного оборудования для Model Y», — заявили Маск и Киркхорн.
Как сообщала компания, во втором квартале сумма клиентских депозитов сократилась до $631 млн. Капитальные расходы Tesla во втором квартале составили $250 млн из-за строительства завода Gigafactory в Шанхае и роста расходов на производственную линию Model Y.
Ранее в июле Tesla сообщила, что доставила покупателям 95 200 электромобилей за период, завершившийся 30 июня, в том числе 72 531 единиц более дешевого седана Model 3. Производство Model 3, седанов S и кроссоверов X в течение квартала достиг 87 048 единиц и побил предыдущий квартальный рекорд, установленный в конце 2018 года.