Американский бизнесмен, миллиардер и основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates Рэй Далио опубликовал фундаментальную статью, в которой рассуждает о смене глобальных трендов.

Он попытался спрогнозировать, какие тенденции ожидаются на рынке, а также какие активы являются наиболее перспективными.

Приведем основные тезисы и выводы из его статьи

Как происходит смена парадигмы. В мире финансов существуют продолжительные периоды (около 10 лет), в течение которых рынки функционируют в рамках определенных взаимосвязей. Далио называет эти взаимосвязи «парадигмами». Они приводят к тому что большинство людей приспосабливаются к ним и, в конечном итоге, проецируют сегодняшнюю логику на все процессы в будущем. В результате, парадигма меняется, и рынки начинают работать диаметрально противоположным образом.

Пример. Низкие ставки обеспечивают выгодные условия заимствования. Долг растет, заемные средства в том числе направляются на покупку инвестиционных активов. Это приводит к росту цен на них и создается впечатление, что заимствование и покупка этих инвестиционных активов – всегда будет приносить прибыль.

Но это не может продолжаться вечно. Потенциальная доходность активов уменьшается по мере роста цен. Затраты на обслуживание долга постепенно возрастают относительно доходов, денежный поток снижается и у должников возникают проблемы с кредитами. Как следствие, мы увидим сокращение кредитования, снижение расходов на товары, услуги и инвестиционные активы. Произойдёт смена парадигмы.

Сам процесс смены парадигмы оказывается довольно болезненным для инвесторов, которые становятся жертвами популярных решений. Это серьезно бьет по их благосостоянию. Последней сменой парадигмы стал финансовый кризис 2008-2009 гг.

Понимание сути грядущих изменений имеет решающее значение для успеха инвестора. Необходимо структурировать свой инвестиционный портфель так, чтобы он был в значительной степени защищен от новых рисков.

Часть I: Как работают парадигмы

Обычно рыночный консенсус формируется на основе недавно прошедших событий (в последние несколько лет), а не на основе наиболее вероятных сценариев развития. Из этого следует, что инвесторы не предвидят смену парадигм и рассчитывают, что существующие рыночные условия сохранятся. В итоге мы получаем довольно внушительные рыночные и экономические изменения.

Как правило, смена парадигмы проходит раз в десятилетние – например, 1920-е годы были «ревущими», 1930-е погрузились в «депрессию», 1970-е годы стали инфляционными, 1980-е – дезинфляционными и т.д. Примечательно, что сейчас идут последние месяцы десятилетия с момента кризиса 2008-2009 гг. и довольно любопытно попробовать представить какой будет новая парадигма в 20-е.

Каждое десятилетие имело свои отличительные особенности, хотя внутри каждой декады были достаточно длинные периоды (от 1 до 3 лет), когда рынки вели себя ровно противоположным образом к остальным годам.

Самые большие экономические и рыночные колебания проходили в период смены парадигм, когда действовавшие в течение десятилетия принципы «равновесия» нарушались.

Принципы равновесия:

1) Рост долга соответствует росту дохода, необходимого для обслуживания этого долга;

2) Скорость роста экономики не слишком высокая, потому что это приведет к неприемлемому скачку инфляции и неэффективности, и не слишком низкая, потому что низкая активность в экономики приведет к шоку и политическим изменениям;

3) Прогнозная доходность денежных средств ниже прогнозной доходности облигаций, которая в свою очередь ниже прогнозной доходности акций и других активов с более высоким риском. Отсутствие этих закономерностей будет препятствовать эффективному росту кредитования и приведет к замедлению роста экономики и ее снижению.

В конце каждого десятилетия большинство инвесторов ожидали, что следующая декада будет похожа на предыдущую. Однако из-за описанного выше процесса перегибов, приводящих к изменениям и повышенной волнистости, следующие десятилетия были скорее противоположны, чем похожи на предшествующие. Из-за этих сдвигов движения на рынках были существенными и приводили к перераспределению богатства в мире.

Теории о том, как нужно инвестировать, часто менялись. Обычно они опирались на закономерности, наблюдаемые в предыдущие годы. Эти ретроспективные теории были наиболее популярны в конце парадигмы и в итоге оказывались совершенно неподходящим руководством для инвестиций в следующем десятилетии.

С помощью этих таблиц вы можете получить представление о динамике экономических показателей, доходности активов для каждого десятилетия, как в номинальном, так и в реальном выражении; денежных и кредитных коэффициентов и темпов роста долга за каждое десятилетие.

Часть II: Когда ждать смены парадигмы и во что инвестировать

Основные условия, которые характеризуют ту ситуацию, в которой мы находимся с 2009 г.:

1) Центральные банки снижают процентные ставки и проводят количественное смягчение (QE), то есть печатают деньги и покупают финансовые активы. Эти способы скоро исчерпают себя.

Количественное смягчение стало мощным стимулом с 2009 г. Оно способствовало росту цен на активы как напрямую от фактической покупки активов, так и косвенно, поскольку понижение процентных ставок стимулировало выкуп и приобретение акций, финансируемых за счет долга.

Диаграмма ниже показывает изменения процентной ставки и QE в США, начиная с 1920 г. Здесь можно увидеть, что это происходило дважды, в 1931-45 гг. и в 2008-14 гг.

На следующих трех графиках показана динамика доллара США, евро и иены с 1960 г. Когда процентные ставки достигали 0%, во всех этих странах начиналось печатанье денег. ЕЦБ завершил свою программу QE в конце 2018 г., в то время как Банк Японии все еще увеличивает денежную массу.

Сегодня все ключевые мировые ЦБ снова обращаются к этим формам смягчения, поскольку экономический рост замедляется, а инфляция остается ниже целевых уровней.

2) Прошла волна обратного выкупа акций, слияний, поглощений, прямых вливаний и венчурных инвестиций. Эти капиталовложения, профинансированные дешевыми деньгами и кредитами, стимулировали рост цен на инвестиционные активы. Это увеличило благосостояние тех, у кого была возможность их купить. Богатые стали еще богаче. В итоге растут антикапиталистический настроения.

3) Прибыль быстро росла благодаря достижениям в области автоматизации и глобализации, которые сократили расходы на оплату труда.

Диаграмма ниже слева показывает этот рост.

Вряд ли такие темпы роста будут устойчивым. Вероятно, рентабельность в скором времени сократится.

4) Налоговая реформа привела увеличила ценность акций. Однако дальнейшее снижение налога вряд ли возможно. Напротив, есть большая вероятность, что он вновь будет повышен, особенно если к власти придут демократы.

На приведенной ниже диаграмме показаны оценки того, что случилось бы с S&P 500, если бы не произошло ничего из вышесказанного.



Смена парадигмы может произойти в ближайшие несколько лет, когда:

А) Реальная процентная ставка будет настолько низкой, что инвесторы, имеющие долг, не захотят его держать и начнут переходить к другим активам

Эффективность количественного смягчения и снижения ставок исчерпает себя, так как доходность рисковых финансовых инструментов приблизится к доходности кэша. А значит покупателей для них будет все меньше. В итоге ЦБ придется применять другие формы смягчения. Наиболее очевидные: обесценивание валюты и рост бюджетных дефицитов.

Б) одновременно большая потребность в деньгах для финансирования обязательств будет способствовать «большому сжатию».

Огромных сумм денег, вложенных в инструменты с низкой доходностью, будут недостаточно для финансирования обязательств. Они просто не смогут генерировать адекватных доход. Чтобы финансировать свои расходы, владельцы должны будут продать основную сумму долга, что приведет к уменьшению основного капитала.

Это произойдет одновременно с обострением внутренних (в основном между социалистами и капиталистами) и внешних конфликтов.

В таких реалиях хранение капитала в наличных деньгах и облигациях больше не будет безопасным. Реальная и номинальная доходность облигаций будет низкой. Но центральное банки выкупят большинство из них, чтобы удержать процентные ставки. Другими словами, новая парадигма будет характеризоваться крупной монетизацией долга.

Таким образом, стоит задуматься, какие инвестиции будут хорошо работать в рефляционной системе с большими долговыми обязательствами, значительными внутренними и внешними конфликтами?

Сейчас большинство людей считает, что лучшими «рискованными инвестициями» останутся инвестиции, подобные акциям, кредитная недвижимость и венчурный капитал. Но, на взгляд Рея Далио, лучше себя будут чувствовать те активы, которые выигрывают, когда стоимость денег обесценивается, и когда происходят значительные внутренние и международные конфликты.

Большинство инвесторов недооценивают такие активы. Косвенное подтверждение тому – текущая низкая доля драгметаллов в портфелях крупных инвесторов. По этой причине, для снижения рисков и повышения доходности, Далио предлагает рассмотреть возможность добавления золота в свой портфель.

 

БКС Брокер