Как сообщает  портал wfin.kz,в рейтинге стран 2024 года по индексу электронного участия (E-Participation Index, EPI), согласно данным ООН, Казахстан занял 27-е место, разделив его с Арменией. Наша страна стабильно входит в топ-30 по этому показателю, оставаясь в когорте сильнейших среди 293 государств, участвующих в рейтинге, данные  предоставлены порталом ranking.kz.

Для сравнения: среди остальных стран СНГ, помимо Армении, разделившей место с Казахстаном, Молдова заняла лишь 49-е место, Узбекистан — 53-е, Россия — 66-е, Азербайджан и Беларусь — 88-е, Кыргызстан — 94-е, Таджикистан — 141-е, а Туркменистан — и вовсе лишь 189-е.

Лидирует в рейтинге Украина, в топ-3 на равных входят также Япония и Дания. Замыкают же рейтинг с нулевыми достижениями Коморские острова и Северная Корея. Подробности — в инфографике ниже.

EPI страны отражает механизмы электронного участия, которые использует правительство по сравнению со всеми другими государствами. Цель этой меры не в том, чтобы предписывать какую-либо конкретную практику, а скорее в том, чтобы дать представление о том, как разные страны используют онлайн-инструменты для продвижения взаимодействия между правительством и народом, а также между людьми, на благо всех.

Структура индекса электронного участия:

  • электронная информация — обеспечение участия путём предоставления гражданам публичной информации и комфортного доступа к информации без запроса или по запросу;
  • электронные консультации — вовлечение граждан в обсуждение и внесение вклада в государственную политику и услуги;
  • электронное принятие решений — расширение прав и возможностей граждан посредством совместной разработки вариантов политики и совместного производства компонентов услуг и методов их предоставления.

В целом в РК действительно вполне активно применяется цифровизация для максимального вовлечения как граждан, так и предпринимателей. Хороший пример — автоматизация процесса тарифного и ценового регулирования через базу «Монополист». Напомним, о чём идёт речь: в 2018 году для сокращения затрат бизнеса, связанных с предоставлением информации в рамках тарифного и ценового регулирования, была внедрена автоматизированная система — база «Монополист». Этот программный продукт разработан Комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства национальной экономики РК для обработки информации, уведомлений и отчётности субъектов естественных монополий (СЕМ) и субъектов общественно значимых рынков (СОЗР).

Some Image

Автоматизация через базу «Монополист» сделала процессы тарифообразования для населения более прозрачными, минимизировала коррупционные риски и продвинула цифровую трансформацию Казахстана. Так, ранее СЕМ подавали заявки и отчёты в бумажном формате. Документы требовалось подшивать, нумеровать и предоставлять в больших объёмах, что представляло собой трудоёмкий и затратный процесс. При этом доступ к этим материалам имели только сотрудники уполномоченного органа и сами монополисты, что ограничивало прозрачность процесса для граждан РК.

Более того, в 2023 году в эксплуатацию была введена обновлённая версия базы «Монополист», ставшая новой вехой цифровизации СЕМ. Ранее заявки и отчёты СЕМ и СОЗР направлялись в базу в виде отсканированных документов. В обновлённой базе данные тарифных смет и инвестиционных программ субъектов-монополистов попадают в систему уже в цифровом формате.

База «Монополист» была создана для увеличения прозрачности образования тарифов и цен. Теперь любой пользователь с доступом к интернету может просматривать документы субъектов по ссылке monopolist.gov.kz, где доступны заявки, отчёты и другая информация, предоставляемая монополистами.

Результаты внедрения:

  • в базе уже зарегистрировано более 1 800 субъектов естественных монополий;
  • через систему подано и обработано около 16 000 документов.

База продолжает совершенствоваться и расширять функционал. Благодаря цифровизации и интеграции с государственными базами данных, обновлённая версия системы обеспечивает:

  • ведение регистра СЕМ;
  • автоматизацию рассмотрения заявок на утверждение тарифных смет, инвестиционных программ и их отчётности;
  • мониторинг заявок на подключение к инженерным сетям и выдачу технических условий путём интеграции с АИС «ГГК»;
  • публикацию новостей о проведении и итогах публичных слушаний.

Кроме того, для повышения точности данных и прозрачности процесса система интегрирована с рядом государственных информационных систем. Подробности приведены в инфографике ниже.

Some Image

Источник wfin.kz