В РК сортируется и перерабатывается лишь четверть твёрдых бытовых отходов .
Как сообщает wfin.kz , согласно результатам исследований Центра экологической политики и права при Йельском университете, Казахстан нельзя назвать страной, которая показывает выдающиеся успехи в управлении экологическими процессами. В прошлом году по индексу экологической эффективности (EPI) РК заняла 93-е место из 180. Это низкий результат в сравнении с развитыми западными странами, где политические и экономические усилия, направленные на решение экологических проблем, более эффективны , данные предоставлены порталом energyprom.kz .
Индекс EPI — сборный показатель, состоящий из 40 различных индикаторов в разных сферах экологии (чистота воды, воздуха, биоразнообразие и т. д.). В рамках этого материала мы рассмотрим только два индикатора — коэффициент сбора и обработки твёрдых бытовых отходов (ТБО) и коммерческих отходов, а также коэффициент ресайклинга. Если по первому наша страна занимает 88-е место, то по уровню переработки мусора — 175-ю строчку. В деле переработки ТБО мы отстаём не только от развитых стран, но и от соседей по ЕАЭС и государств ЦА. Аналитики Йельского университета указывают, что коэффициент ресайклинга отходов в Казахстане в прошлом году был равен 3,8, в то время как максимальный достигнутый в мире коэффициент составил 67,1.
Результаты исследований этого американского университета объективно показывают только уровень эффективности политики в сфере экологии и позволяют сравнивать страны между собой. Соотносить эти данные с национальными показателями нельзя из-за разницы в методологии. Казахстан использует обобщённый показатель сортировки и переработки ТБО — долю от образованных отходов (без учёта исторических загрязнений). Обобщение двух этапов — сортировки и переработки — не даёт чёткого представления о том, какой объём отсортированного мусора переработан в готовый продукт или продан на экспорт. Ведь мусор, вышедший как утиль после сортировки, тоже входит в общий показатель, хотя в дальнейшем подвергается захоронению так же, как и несортированные отходы.
В 2022 году доля отбора и переработки ТБО в РК составила 25,4%, увеличившись за год всего на два процентных пункта. По информации Министерства экологии и природных ресурсов РК (МЭПР), из 4,3 млн тонн мусора в прошлом году через сортировочную ленту или мусороперерабатывающий завод прошли только 1,1 млн тонн. Такая же динамика наблюдалась и в ресайклинге в промышленности. В прошлом году лишь 40% промышленных отходов было переработано или утилизировано.
Согласно данным национального проекта «Зелёный Казахстан», примерно такой динамики — в 3%-4% — ожидают от реализации экопрограмм в сфере переработки ТБО специалисты МЭПР в ближайшие два с половиной года. Если все задуманные планы к концу этого года будут реализованы, то к 2024-му уровень сортировки и переработки мусора должен составить 27%, а промышленных отходов — 42%, в декабре же 2025 года — 34% и 46% соответственно.
Информация по сортировке и переработке за 2022 год в региональном разрезе даёт понимание, что ситуация с ресайклингом в областях и мегаполисах очень разная. В лидерах Астана, где доля сортировки и переработки в прошлом году составила 75,2%. Такого результата столице удалось достичь за счёт тандема экополигона и крупнейшего в стране мусороперерабатывающего завода ТОО «Astana Recycling Plant». И хотя в силу объективных причин сортировка мусора на предприятии всё ещё производится вручную, тем не менее компания извлекает из огромной кучи бытовых отходов ценное вторсырьё (пластик, алюминиевые банки, стекло и картон) и отправляет его на переработку. Например, из пластика делают специальные гранулы — основу для новых изделий (труб, вёдер и т. д.), бумагу и картон отправляют на переработку для создания новой тары.
В число регионов с большой долей сортировки и переработки также попала Карагандинская область, где 54,6% отходов доходят до сортировочной ленты. В категорию регионов со средней долей переработки вошли Атырауская (27,5%), Мангистауская (32,1%) и Павлодарская (27,3%) области, а также Шымкент (30,3%).
Большая часть регионов отчиталась по итогам прошлого года с показателями ниже республиканского уровня. В 2022 году 14 регионов так и не достигли планки в 25,4%. Минимальные доли — у Улытауской (0,1%) и Абайской (1,6%) областей, что можно объяснить концентрацией процесса ресайклинга в областных центрах и низкой вовлечённостью в процесс раздельного сбора в районах. Это сразу стало заметно после административного отделения этих регионов от Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Как мы уже писали выше, объединение двух показателей — сортировки и переработки — несколько смазывает общую картину по управлению отходами в Казахстане. Ведь каждый из этих разделов имеет свои особенности и проблемы. Например, не во всех казахстанских городах и районах куплены контейнеры для раздельного сбора мусора хотя бы по «мокрой» и «сухой» фракциям, не говоря уже о видах материалов. Если быть точнее, только в 64,3% из 207 городов и районов страны введена система раздельного сбора ТБО, и лишь в половине всех населённых пунктов есть сортировочные линии.
Здесь многое зависит от активности местных исполнительных органов. Ведь, согласно ст. 351 Экологического кодекса РК, именно акиматы должны организовать мероприятия по стимулированию уменьшения объёмов захоронения отходов. В таблице видно, как разнится этот процесс в регионах. Например, в ВКО раздельный сбор мусора организован только в 2 из 11 районов, а в Туркестанской области — сразу во всех 17.
Несмотря на то, что основным организатором процессов должны выступать местные исполнительные органы, бизнес по сбору, сортировке, переработке и захоронению ТБО в большинстве регионов находится в руках частников. Это следует из анализа рынка специалистами Агентства по защите конкуренции РК. В документе указывается, что лишь в 4,5% из общего количества предприятий по сбору и вывозу ТБО есть доля государства. Удельный вес госкомпаний по захоронению мусора на полигонах чуть выше (9%), а доля государства в сортировке составляет 10%.
По итогам исследования эксперты агентства пришли к выводу, что этот рынок высококонцентрирован и зайти на него новым участникам сложно. Этому препятствуют несколько административных и экономических барьеров. Во-первых, завышенные требования акиматов и сложная процедура получения земельного участка под полигон ТБО. Во-вторых, это дорогой в плане инвестиций бизнес. Нужно сразу потратить существенную сумму на закупку машин и оборудования, а окупятся вложения нескоро. В-третьих, слабая экономика этого бизнеса увязана с социальной стороной вопроса — ведь рост затрат и инвестиций должен предполагать рост тарифов на услуги. А этот процесс, с учётом сложившейся практики сдерживания коммунальных тарифов со стороны государства, быстро не происходит.
Источник wfin.kz