Министерство национальной экономики РК (МНЭ) пересмотрело систему региональных стандартов (СРС) обеспеченности населённых пунктов социальными объектами и услугами. Для повышения качества жизни в регионах и уменьшения оттока населения из небольших сёл и городов в мегаполисы и областные центры в систему внесено несколько существенных изменений. Во-первых, увеличен перечень учреждений и услуг, которые обязательно должны быть в каждом селе и городе. Во-вторых, изменены сами критерии оценки качества жизни. Теперь важно не только наличие тех или иных объектов, но и их техническое состояние. Например, если в селе школа есть, но в ней давно не было ремонта и она в аварийном состоянии, населённый пункт не получит высокой оценки по СРС.

Для чего нужна система СРС? Для госорганов СРС — общий знаменатель, стандарт, на который должны ориентироваться чиновники, когда разрабатывают программы развития и распределяют бюджет. Стратегическая цель — сделать так, чтобы в каждом ауле люди жили в нормальных бытовых условиях. Не ходили с флягами за водой, не взбирались на холмы в надежде поймать сигнал сотовой связи, детям в школах не сыпалась на голову штукатурка, а ближайшая аптека располагалась ближе, чем в 200 километрах.

Для каждого типа населённого пункта разработан свой список основных стандартов. Например, в сёлах нужно соблюдать необходимый для нормальной жизни минимум из 20 социальных объектов и услуг, обязательно должны быть детсады, школы (или подвоз к ним), больничные пункты, почтовые отделения, культурно-досуговые комплексы. Сельчане имеют право на нормальные внутрипоселковые дороги, водоснабжение, широкополосный доступ к интернету, сотовую связь. В опорных сёлах и центрах сельских округов этот список можно дополнить центрами поддержки предпринимателей, ветеринарными пунктами, зонами самообслуживания для получения госуслуг и т. д.

В городах республиканского и областного значения обязательных объектов и услуг должно быть минимум 41. Кроме школ, больниц, аэропортов, аптек в каждом областном центре и мегаполисе предусматривается наличие мусороперерабатывающего комплекса, контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов, зоологических и ботанических парков, центров специальных соцуслуг. Изменение количества обязательных стандартов в сравнении со старой методикой СРС отражено в таблице.

Some Image

Как сообщает портал wfin.kz , предыдущая система СРС была разработана четыре года назад, и, согласно её нормам, средний уровень обеспеченности благами цивилизации в городах и сёлах РК в 2021 году составлял 64,1%. После переоценки показатель упал до 55,7%. Подчеркнём: уровень обеспеченности в 55,7% — усреднённая цифра по всем городским и сельским населённым пунктам всех регионов. На самом деле между городами и сёлами большая пропасть в плане благоустройства и социальных благ. Показатели отличаются очень сильно: 87% и 55,3% соответственно. Региональные диспропорции в качестве жизни заметны практически в каждой области, притом не только на бумаге. Наибольшая разница между условиями жизни в городе и на селе наблюдается в Восточно-Казахстанской (91,3% и 50,4%), Атырауской (82,5% и 44%) и Улытауской (86,7% и 38,1%) областях , данные предоставил портал ranking.kz .

Исключительными показателями отличается Актюбинская область, где на селе обеспеченность социальными благами даже выше, чем в городах: 86,8% против 73,5% соответственно. На заседании в Мажилисе при анонсировании новой системы СРС глава МНЭ Алибек Куантыров объяснил эту особенность так: в регионе есть несколько городов, в которых численность населения не достигает даже 3 тыс. человек. Например, Темир, Жем. Но эти города, которые фактически являются сёлами, свои городские стандарты не выдерживают. Другой немаловажный фактор: жизнь в аулах западных регионов в каких-то аспектах действительно лучше обустроена, чем, например, на востоке или севере. Взять хотя бы фактор газификации, который решает сразу несколько коммунальных проблем — и отопления, и горячего водоснабжения, и экономии электроэнергии при приготовлении пищи.

Всего, по данным МНЭ РК, из 6,3 тыс. казахстанских сёл высокий уровень обеспеченности основными благами цивилизации — более 80% — имеют лишь 786 аулов с общей численностью населения 3,2 млн человек. Почти половина сёл (около 2,8 тыс. с численностью населения 3,6 млн человек) оценены как населённые пункты со средним уровнем обеспеченности: от 50% до 80%. Столько же аулов имеют совсем низкое качество жизни, в них нет даже 50% положенных социальных благ. Это, как правило, сёла с малой численностью населения. Суммарно в 2,7 тыс. таких аулов живёт лишь чуть более 700 тыс. казахстанцев.

Удивительно низкими среди городов выглядят показатели Астаны, где обеспеченность обязательными услугами и социальными объектами составляет всего 75,1%. Дело не только в расширенном перечне стандартов для мегаполисов. Столица, несмотря на свой высокий статус, имеет много инфраструктурных проблем, связанных, в числе прочего, с неконтролируемой урбанизацией. Взять хотя бы дефицит воды, который доставляет так много неудобств астанчанам. Мы об этом уже писали.

Some Image

Проводя работу над новыми стандартами СРС, эксперты профильного министерства посчитали, как в принципе обеспечены города и сёла основными благами цивилизации. Оказалось, что ситуация по многим отраслям далеко не радужная. Например, уровень обеспеченности населённых пунктов централизованным газоснабжением в РК в среднем составляет всего 32,5%, системой водоотведения — 50,7%, центральным теплоснабжением — 48,2%. Далека от идеала ситуация с транспортной инфраструктурой: обеспеченность внутригородскими, внутрипоселковыми дорогами составляет 75,8%, дорожным освещением — 44,8%.

В сельском здравоохранении проблемы не только в наличии больниц и качестве медпомощи, но и в отсутствии аптек. Уровень обеспеченности аптечными пунктами по стране — в среднем 31,6%. Депутаты мажилиса, выступавшие на правительственном часе по этому вопросу, обозначили причину: аптечный пункт на селе — нерентабельный бизнес. Ведь предприниматель должен нести дополнительные затраты на логистику, что в условиях ценового регулирования на медикаменты невыгодно. Кроме того, Минздрав РК ужесточает требования к организации аптек, а это влечёт за собой дополнительные траты со стороны бизнеса.

Some Image

На фоне оценок со стороны госорганов интересно, что думают о качестве жизни в своих городах и сёлах сами казахстанцы. В прошлом году аналитики Института экономических исследований РК провели работу по изучению регионального неравенства. Опросив более 4 тыс. казахстанцев в 140 городах и сёлах, они пришли к выводу, что инфраструктура, по мнению респондентов, находится на среднем уровне. Среди сельчан оценки более пессимистичны, нежели среди горожан.

Ниже всего оценили участники опроса состояние и качество дорог: по четырёхбалльной системе — на 2,5 и 2,3 балла (город/село). Общественный транспорт тоже вызывает немало нареканий. Больше положительных оценок эксперты института отметили по снабжению домов основными коммунальными услугами — электричеством, водой и теплом.

Some Image

По данным МНЭ, система региональных стандартов уже включена в основные стратегические документы — план территориального развития до 2025 года и концепцию развития сельских территорий на 2023–2027 годы. Известно, что в сентябре при обсуждении нового бюджетного кодекса систему СРС планируют сделать обязательным фактором учёта при формировании трансфертов общего характера и инвестиционных планов регионов. По информации МНЭ, в ближайшие два года всем центральным госорганам предусмотрены целевые трансферты на развитие регионов в размере 3,2 трлн тг.

Источник wfin.kz