В 2019 году рост розничной торговли тормозили опасения по ослаблению национальной валюты.
По данным Комитета по статистике, в 2019 году объем розничной торговли в Казахстане составил 11 трлн 345,7 млрд тенге. Это на 5,8% больше, чем в 2018. При этом темпы роста замедлились – в 2018 году объем торговли был на уровне 6,5%.
Больше всего население тратит средства на непродовольственные товары. По итогам 12 месяцев сумма составила 7 трлн 576,5 млрд тенге, что выше показателей 2018 на 7,1%. Расходы на продукты питания оказались скромнее – всего 3,2%, или 3 трлн 769,1 млрд.
При этом уровень продуктовой инфляции по итогам 2019 года составил 9,6%, тогда как цены на непродовольственные товары увеличились на 5%. Это говорит о том, что цены на продукты растут быстрее, чем траты населения. То есть
казахстанцы хоть и платили больше, но приобрели меньше продуктов питания
С непродовольственными товарами ситуация обратная – траты растут быстрее, чем цены, то есть идет рост реальных продаж.
Актюбинская область – единственный регион республики, в котором продажа продуктов занимает львиную долю розничной торговли – 59,2% (388,6 млрд). Самый низкий процент – в Северо-Казахстанской области — 24,4% (61,6 млрд). В большинстве остальных регионов на продовольственные товары приходится примерно треть от общего объема торговли.
Алматы – абсолютный лидер в торговле
Показатели роста торговли значительно разнятся в зависимости от региона. Лишь в двух темпы роста продаж оказались выше среднереспубликанского показателя.
- В Алматы – на 12,1%,
- В Шымкенте – на 7,1%.
Средний показатель роста по остальным регионам – 2,5%. В Атырауской области он составил 0,2%, в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской – по 0,4%. Аналитики Halyk Finance считают, это может быть связано с тем, что население предпочло покупать не товары, а валюту.
«Основными факторами более сдержанной динамики розницы в 2019 году, по нашему мнению, стали сильные девальвационные ожидания населения, вследствие чего оно предпочло обменные пункты магазинам. Об этом свидетельствует тот факт, что темпы роста объемов покупки долларов населением в обменных пунктах были в четыре раза выше темпов роста розничных продаж», — говорят в Halyk Finance.
Общего республиканского роста удалось добиться в первую очередь за счет алматинской торговли. Тут за год объем розничных сделок составил 3 трлн 556,5 млрд. Это 31,3% от общего показателя. Таким образом,
во многом определяет динамику южный мегаполис: если торговля в Аламаты растет, скорее всего и по всей республике показатели пойдут в плюс
Базары привычней супермаркетов
Розничная торговля по-прежнему остается делом малого бизнеса. По итогам 2019 года малые предприятия продали товары более чем на 1 трлн тенге. Из них 617,6 млрд пришлось на индивидуальных предпринимателей, в том числе и торгующих на рынках. Получается,
44,3% всей республиканской торговли обеспечивают ИП, а малый бизнес в целом – 74,8%
Лишь в трех регионах республики его доля меньше 70%
- в Атырауской (63,3%),
- Актюбинской (63,1%)
- Туркестанской (56,4%) областях.
- В Восточно-Казахстанской области крупный и средний бизнес обеспечивают лишь 8,5% торговли,
- в Акмолинской – менее 12%. И это негативный тренд, считают в Halyk Finance.
«Низкое проникновение современных форматов торговли отражает наличие высокой доли теневой экономики – около 30% в ВВП. При этом торговля — самая крупная отрасль с теневым оборотом.
Торговля — это крупнейший работодатель в стране, 16% от всех занятых сконцентрировано в ней. В 2017 году именно эта отрасль вышла на первое место по количеству занятых среди всех отраслей и прочно удерживает это место. В то же время
по уровню зарплаты торговля не входит и в первую десятку. Размер зарплаты в этом секторе был на 8% ниже средней по республике»
Есть куда расти
Рост торговли может быть связан с несколькими факторами. Главный из них – у населения стало больше денег, о чем свидетельствует рост его реальных доходов. Да и заемных средств в экономике стало больше: рост объемов выдачи новых потребительских кредитов превысил 40%.
«На этом фоне отношение кредитов физлиц к депозитам с 2018 года последовательно повысилось с 0,56 до 0,74, демонстрируя усиление закредитованности населения, в то время как компании, наоборот, сокращали уровень своей долговой нагрузки», — отмечают в Halyk Finance.
Но даже несмотря на это, объемы сделок в переводе на доллар сейчас ниже, чем были еще несколько лет назад. Размер потребительского рынка в Казахстане в долларовом эквиваленте в 2019 году составил почти $30 млрд, в 2013 — $36 млрд.
«Относительно размера национальной экономики розничные продажи находятся на достаточно низком уровне – 16,5% от ВВП. На данный момент продажи на душу населения на 24% ниже пикового уровня 2013 года. На восстановление уровня потребления до докризисного уровня в $2 тысячи на душу может уйти 3-4 года», — считают в Halyk Finance.
Автор Алексей Никоноров
Источник 365info.kz