Как считают эксперты организации, в РК слишком низкий ИПН и слишком узкая база для НДС.

Налоговая политика

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию на днях выпустила аналитический «Обзор налоговой политики Казахстана», который содержит описание налоговой системы Казахстана и рекомендации по её улучшению. Отчет готовился по результатам 2019 года, то есть до пандемии Covid-19, однако авторы документа выражают надежду, что правительство Казахстана сможет использовать рекомендации отчета как источник для восполнения потерь бюджета, связанных с пандемией.

Самые важные аспекты отчета  проанализировал налоговый эксперт, управляющий партнер Salyqtez.kz Айдар Масатбаев.

Айдар, давайте начнем с главного — повышать нам налоги или понижать. Что советуют в ОЭСР?

- Парадоксально, но эксперты ОЭСР рекомендуют изменить систему налогообложения индивидуального подоходного налога (ИПН), заменив действующую в Казахстане плоскую ставку на прогрессивную. В отношении НДС отмечается, что наша ставка - самая низкая и в регионе, и по сравнению со средней ставкой стран ОЭСР. Также предлагается расширить «налоговое поле» для данного обязательства, в частности снизить порог оборота, при достижении которого от налогоплательщика требуется постановка на налоговый учет. Дальше идет лишение налоговых льгот по НДС участников специальных экономических зон (СЭЗ) и т.д.

Как ОЭСР обосновывает необходимость повысить ставки?

- Все предложения эксперты – авторы отчета перечислили в 4 главе с ярким названием «Равное разделение налогового бремени по всей стране», где они используют статистические данные на примере средних показателей по ОЭСР и СНГ.Так, указывается, что отношение ИПН к ВВП составляет 1,4%, что является низким уровнем по сравнению со средним значением по ОЭСР 8,2%.

Дефицит от поступлений ненефтяного сектора в бюджет для Казахстана остаётся высоким - 6% к 2025 году (при условии средних бюджетных доходов и расходов). В целях финансирования такого дефицита, по мнению экспертов ОЭСР, необходимо, чтобы отношение ИПН к ВВП было увеличено до 3% к 2025 году, но и оно будет менее половины среднего показателя по странам ОЭСР.

В ОЭСР полагают, что доля ИПН в разрезе поступлений бюджета Казахстана по сравнению с соседними странами невелика. ИПН составил 8,6% от бюджета Казахстана в 2017 году, это ниже среднего показателя стран ОЭСР – 23,8% и среднего по СНГ за этот период – 17%. В Кыргызской Республике, Азербайджане и России - партнерах по ЕАЭС - доля ИПН в бюджете выше, чем в Казахстане.

Особенно ярким статистическим аргументом мне показалась следующая таблица из отчета.

ИПН в% от общих налоговых доходов стран, включая ОЭСР и СНГ, в 2017 году

 

Вместе с введением прогрессивной ставки ИПН эксперты предлагают введение «налогового зачета» (tax credit), концепция которого предлагает технически не производить уменьшение налогооблагаемого дохода как вычетов. Это будет выгодно не богатым налогоплательщикам, а уменьшит напрямую сумму ИПН, что позволит малообеспеченной части населения Казахстана существенно уменьшить траты на уплату данного налога.

Кроме того, экспертами ОЭСР предлагается пересмотреть систему льгот при уплате индивидуального подоходного налога: облагать прирост стоимости при продаже квартир и домов вне зависимости от срока собственности («правило одного года»), а также прирост стоимости акций или доли участия казахстанского юридического лица вне зависимости от срока собственности актива («правило трех лет», при условии что юридическое лицо не является недропользователем) как для резидентов, так и для нерезидентов Казахстана.

А что по поводу пенсионных взносов и социальных отчислений?

- Рекомендуется повысить ставки отчислений на социальное обеспечение (социальный налог и социальные отчисления, пенсионные и иные взносы).

Эксперты ОЭСР считают: несмотря на тот факт, что здравоохранение в Казахстане объявлено приоритетом в последние годы, отчисления и расходы на него остаются сравнительно низкими.

Продолжительность жизни в странах ОЭСР и СНГ

 

Отчисления на здравоохранение в Казахстане, по подсчетам аналитиков, неизменно снижаются, при этом средняя продолжительность жизни населения на 6 лет меньше аналогичного показателя по ОЭСР (63,4 года в СНГ в сравнении с 69,7 по ОЭСР в 2016). Кроме того, много стран, таких как Венгрия, Польша или Турция, имеют аналогичный Казахстану уровень доходов, но опережают РК по уровню отчислений на здравоохранение.

Расходы на здравоохранение в соотношении с ВВП

 

Уровень расходов на здравоохранение в Казахстане также недостаточен, отношение таких расходов к ВВП в 2016 составляло всего 3,5% по сравнению с 5,3% в России, 6,3% в Узбекистане и 6,7% в Украине. Средний показатель по ОЭСР - 12%.

Кроме того, в отчете подчеркивается, что здравоохранение, социальная и пенсионная системы потребуют серьезных расходов в долгосрочной перспективе, так как население быстро стареет, повышаются требования к уровню жизни и снижается фертильность. В отличие от стран ОЭСР, Казахстан не имеет такого стареющего населения, однако нас предостерегают, что через десятилетия доля старшего поколения и пенсионеров начнет расти, что окажет давление на систему здравоохранения.

Эксперты полагают, что и социальные потребности в Казахстане будут только расти: за пять лет количество получателей адресной социальной помощи выросло с 77 000 до 1,4 млн. Как сказано в послании президента народу, сумма средств, направленных из бюджета на социальную поддержку, с 2017 выросла в 17 раз.

Налог на добавленную стоимость у нас действительно ниже, чем в странах-соседях. Каковы предложения на этот счёт?

- Относительно НДС эксперты ОЭСР приводят следующую статистику. Доля НДС в общей сумме налоговых поступлений Казахстана составляет сопоставимое значение с средним показателем стран ОЭСР, но ниже, чем в бюджете стран СНГ. В частности, в отчете говорится, что НДС составляет 19,2% в сравнении с 20,2% в странах ОЭСР, две трети относится к НДС на импорт (68%), внутренний НДС — 32%. Однако соотношение НДС к ВВП ниже, чем средний показатель по ОЭСР (3,1% и 6,8% в 2017 году).

Саму же казахстанскую ставку НДС эксперты ОЭСР назвали низкой, и действительно - ставка в 12% сравнительно ниже, чем в среднем по СНГ (17%) и ОЭСР (19,3%) в 2019. Аналогичная ставка НДС принята в Кыргызстане, при этом НДС выше в Узбекистане и Туркменистане (15%), а также Азербайджане и Таджикистане (18%). Ставка НДС 20% применяется в Украине, Молдове, Армении, Беларуси. Что касается России, то там в 2019 году существенно изменилась налоговая политика и ставка НДС была повышена с 18 до 20%.

Индикатор «продуктивность НДС», измеряемый отношением поступлений НДС от несырьевого сектора к ставке НДС, в Казахстане относительно низок. Между 2011 и 2018 годами он колебался в диапазоне 0,25-0,44 при среднем значении 0,36. Хотя в период 2005-2013 средняя продуктивность НДС составляла 0,37, нельзя говорить о четком тренде на снижение или рост доходного исполнения НДС.

Аналитики ОЭСР считают, что имеются основания для расширения налоговой базы для НДС. Многие товары и услуги освобождены от уплаты НДС, например не начисляется этот налог на ввод в эксплуатацию жилых домов на рынке первичного жилья. Кроме того, особое положение специальных налоговых зон (СЭЗ), по мнению экспертов, является одной из серьезных задач по усилению структуры взимания НДС. Авторы обзора считают, что необходимо полностью восстановить цепочку НДС, применив стандартный налог ко всем сделкам, в том числе в специальных зонах, но одновременно ускорить возврат НДС.

Казахстан также принял меры по обложению НДС цифровых услуг и растущих онлайн-продаж с 1 января 2021. Однако уровень оборота, необходимого для регистрации в качестве плательщика НДС, является сравнительно высоким, и отчет ОЭСР рекомендует снижение порога НДС при одновременном упрощении мер налогового администрирования.

По оценке предпринимателей, в Казахстане не менее 40% экономики в тени. Как отразится на теневой экономике повышение налоговых ставок?

- Бесспорно, повышение ставок неминуемо повысит желание уйти в тень. Однако отношении индивидуального подоходного налога, если, в на мой взгляд, увеличить ставку, скажем, до 15-20% для людей с высокими доходами, то можно рассчитывать, что зарплаты не вернутся в конверты, да и население воспримет это как «налог для богатых».

Помимо этого, эксперты ОЭСР предлагают введение «налогового зачета» (tax credit), который будет уменьшать сумму налога (например, для уязвимых слоёв населения).

Кроме того, пора пересмотреть налогообложение частных инвесторов, получающих доход от ценных бумаг за рубежом. Действующее законодательство запрещает уменьшать доход от ценных бумаг на сумму убытка по ценным бумагам, что является высшей степенью несправедливости налогового законодательства в Казахстане. Если предоставить возможность учитывать убытки по ценным бумагам, многие казахстанские портфельные инвесторы согласятся платить повышенную ставку налога, но по справедливой системе определения налогооблагаемого дохода, что расширит налоговую базу по ИПН.

В этом году, по предварительным подсчетам, собираемость налогов уменьшится на 15%. Как повышение налоговых ставок и расширение базы по НДС, предлагаемые в отчете, повлияет на собираемость налогов?

- Сами эксперты ОЭСР сделали оговорку, что увеличение ставок некоторых налогов и увеличение количества налогоплательщиков НДС может быть отложено на период пандемии Covid-19 и восстановительный период после неё, однако, по их же словам, некоторые рекомендации могут быть использованы для восполнения бюджета Казахстана уже сейчас, правда, какие – не уточняют.

Какой аспект отчета мы не затронули?

- Я хотел бы ещё обратить внимание на предложения отчета относительно пересмотра модели специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Казахстане. Аналитики рекомендуют оценить эффективность специальных налоговых режимов для субъектов МСБ. В частности, им очевидна неэффективность режима со стандартным вычетом, и его исключение, по их мнению, не повлечет существенного дисбаланса интересов. Одновременно с этим они видят возможность применения единого совокупного платежа и патента даже при условии найма предпринимателем работников.

Кроме того, настоятельно рекомендуется участие Казахстана в международных инициативах по пополнению налоговой базы и повышению налоговой прозрачности.

Участие Казахстана в международном обмене информацией также расширит налоговую базу для подоходного налога в Казахстане. Однако, как говорят эксперты ОЭСР, по имеющимся у Министерства национальной экономики Казахстана сведениям, иностранные активы казахстанских физических лиц-резидентов в основном складываются из 62,2 млрд тенге в иностранной недвижимости, 5,1 млрд тенге в акциях и 2,9 млрд тенге в других ценных бумагах, то есть, на мой взгляд, рассчитывать на постоянные налоговых поступления от такого рода активов в ближайшее время стоит.

Автор  Татьяна Панченко

Источник  forbes.kz