За полгода жители и гости мегаполиса потратили на товары почти 1,7 трлн тенге, пишет  365info.

Kupuj z głową, nie wyrzucaj

По данным Бюро национальной статистики, в первом полугодии 2021 объем розничной торговли в Казахстане составил 5 трлн 345,4 млрд тенге. Столько денег население еще не тратило. По сравнению с январем-июнем 2020 объем вырос на 15,9%, или 732,3 млрд тенге. По сравнению с 2020 – на 8,1%, или 401,1 млрд.

Однако несмотря на то, что итоговая цифра оказалась гораздо выше, чем в предыдущие годы, реальные показатели уменьшились.

За последние два года цены на товары выросли гораздо больше (почти в два раза), чем объем сделок. То есть по факту люди денег стали тратить больше, а товаров получать меньше

Что касается роста за последний год, он связан с весенним провалом 2020, причиной которого стал введенный жесткий локдаун.

Траты приблизились к новогодним

Самым ударным месяцем стал июнь — в магазинах и на рынках граждане потратили 1 трлн 246,5 млрд тенге. Лишь дважды в истории месячный объем трат был выше. Оба раза это произошло в преддверии новогодних праздников — в декабре 2019 (1 трлн 393,6 млрд) и 2020 (1 трлн 469,8 млрд).

Сходство с новогодним ажиотажем прослеживается и в резком росте трат относительно предыдущего месяца. В последние годы показатели розничной торговли в декабре выше, чем в ноябре, примерно на 42%. В июне 2021 за месяц она выросла сразу на 50,7%.

По крайней мере с начала 2020 был лишь один сопоставимый по силе скачок — в июне. После снятия жесткого карантина объемы продаж выросли на 58,7%. Тогда это объяснялось отложенным спросом. Сейчас же причина явно в другом.

Казахстанцы стали хуже питаться

Один из вариантов – рост цен. Население стало больше тратить, так как гораздо дороже стали сами товары. Но не все так однозначно. Да, цены действительно растут, и особенно на продовольственные товары. Вот только расходы на покупку еды людям пришлось сократить.

По официальной статистике, в первом полугодии объем розничной торговли продовольственными товарами составил 1 трлн 854,2 млрд тенге. Это на 4,4% меньше уровня за аналогичный период предыдущего года.

Более того, рост трат на продовольственные товары отмечается лишь в 6 регионах: Алматы, Шымкенте, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях. Причем только в последней рост показателя (13,3%) превысил темпы продуктовой инфляции (10,6%).

То есть во всех остальных регионах продуктов питания фактически стали покупать меньше. Даже если денег на это стало уходить больше.

Кроме того, стоит отметить, что ни в одном регионе республики доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли не превышает 50%. Ближе всего к этому рубежу подобралась Актюбинская область (49,2%), ниже всего уровень в Мангыстауской (23,9%). Среднереспубликанский показатель – 34,7%.

Что касается расходов на непродовольственные товары, за год они выросли на 14,7%, достигнув 3 трлн 491,2 млрд тенге. При этом показатель упал только в двух регионах – Карагандинской (-0,3%) и Северо-Казахстанской (-4,9%) областях. Наибольший рост в Актюбинской области (+25,3%).

На Алматы приходится треть республиканской торговли

В целом лидером по общему объему сделок остается Алматы. Объем розничной торговли в январе-июне 2021 года здесь составил 1 трлн 687,7 млрд тенге. Это 31,6% от общереспубликанского показателя. Наименьшие официальные цифры торговли в Туркестанской области (79,7 млрд).

Алматы лидирует и еще по одному показателю – годовому росту торговли. По сравнению с первым полугодием 2020 он составил 15,9%. В Мангыстауской области объем сделок вырос на 10,1%, в Шымкенте – на 9,6%. Наименьшие темпы роста в Кызылординской (+1%), Северо-Казахстанской и Карагандинской (по +1,3%) областях.

 

Автор  Алексей Никоноров

Источник 365info.kz