Насколько выгодно кататься по стране с иностранными номерами.

Казахстанские автолюбители продолжают водить машины на иностранном учете. Особой популярностью пользуются автомобили с российской регистрацией. Хотя таможенные правила с каждым разом ужесточают, водители не спешат менять регистрацию. Редакция Liter.kz выяснила, насколько удобно разъезжать по стране с зарубежными номерами.

Иностранный учет финансово выгоден. Автомобиль, привезенный из России, гораздо дешевле и считается таможенно-очищенным, не требует уплаты всевозможных налогов. Особенно утилизационного сбора.

«Наши граждане покупают их по причине дешевизны. Юридически они не являются владельцем транспортного средства и никогда не будут. По сути, они просто им пользуются. Но из-за разницы в цене, почти в два раза, такая машина становится привлекательной для наших граждан. Это тревожный звоночек для руководства нашей страны, которое взяло с потолка цены на утилизационный сбор», – рассказал директор юридического агентства Justice Consensus Азамат Бурханов.

Утилизационный сбор легкового автомобиля в Казахстане зависит от рабочего объема двигателя. У каждой категории свой коэффициент, который умножается на 50 МРП – это базовая ставка. В сентябре 2021 года МРП — 2 917 тенге. При регистрации авто с двухлитровым объемом двигателя утильсбор «Оператору РОП» — 1,02 миллиона тенге. Если 2,2 литра – 1 458 500 тенге. За автомобиль с двигателем объемом от трех литров нужно отдать около 3,3 миллиона тенге.

Почему казахстанцы так любят ездить на машинах с российским учетом

Есть еще таможенные платежи и налоги. Их размер для легковых машин можно посчитать на сайте комитета государственных доходов.

«Такая система с «автомобильным оброком» не приводит к улучшению и обновлению автомобильного парка страны. На этом сборе неплохо зарабатывает «Оператор РОП». Пока действует эта мера, автопарк в Казахстане за последние несколько лет катастрофически устарел. Если раньше была возможность за разумные деньги привезти поддержанный автомобиль, то сейчас стоимость утильсбора достигает ценника самой машины», – считает председатель независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков.

Гораздо проще и дешевле оформить в России доверенность с правом пересечения границы. Она может быть бессрочной. Нет сложностей с оформлением и сбором документов.

При этом многие водители с российскими номерами остаются безнаказанными за дорожные правонарушения. Уведомления о штрафах за нарушения, зарегистрированные городскими камерами, не могут найти получателя.

«Уже несколько лет пытаются их занести в базы данных. Но этот вопрос до сих пор остался не решенным. Могут в частном порядке, по городу выловить кого-то, наложить административный штраф и водворить машину на штрафстоянку. Но сотрудники полиции не могут бегать за каждой машиной с иностранным учетом. Этот вопрос не поставлен на поток, как с зарегистрированными в Казахстане автомобилями», – поделился Азамат Бурханов.

Даже штрафстоянка не пугает. Если в доверенности прописано, что водитель имеет право представлять интересы владельца, то он заберет машину без проблем.

Однако, такие автовладельцы сталкиваются с другими сложностями. В первую очередь, это получение страховых выплат.

«Как правило, у них в доверенности этого момента нет. Соответственно наши компании могут законно отказывать им в страховых выплатах. В суде это доказывать бесполезно, так как водитель не является владельцем. А страховые выплаты могут получить только владельцы», – сообщил юрист.

Есть еще одна правовая неувязка с машинами на иностранном учете. Когда такой автомобиль попадает в аварию и получает повреждения, то сотрудники полиции могут не зарегистрировать уголовное дело в едином реестре досудебных расследований (ЕРДР).

«Они руководствуются тем, что водитель не является владельцем. Имущество ему не принадлежит, а значит потерпевшим он тоже быть не может. Он физически не понес материального ущерба», – пояснил эксперт.

Государство пытается вводить различные ограничения. Но они создают лишь больше правовых противоречий. Автоюрист приводит в пример идею о временной регистрации машин.

«В прошлом году была инициатива, где хотели им выдавать другие регистрационные номера, временные, которые позволят транспорту находиться на учете Казахстана в нерастаможенном состоянии. Они вроде бы не растаможенные, но при этом находятся на территории Таможенного Союза и растаможке не подлежат», – рассказал Азамат Бурханов.

По сведениям Министерства внутренних дел РК, за восемь месяцев 2021 года было зарегистрировано 879 ДТП с участием автомобилей с зарубежным учетом. В авариях погибло 170 человек, еще 1162 были ранены. Сколько обычных штрафов могли получить такие водители, но не получили, неизвестно.

Многие ограничения, вводимые для уменьшения количества автолюбителей с иностранной регистрацией, обходили «росучет» стороной. К примеру, приобретать машины из Абхазии и Южной Осетии можно только после их таможенной очистки.

Автор  Жуман Кииков

Источник  liter.kz